Раздумья о заветах Творца
и грехе сребролюбия

(С сокращениями)

Р. Рейган назвал Советский Союз "Империей зла и злейшим врагом свободного мира". После развала СССР и нескольких лет демократических реформ Патриарх московский и всея Руси Алексий II констатировал: "Мы живём в неустойчивой смутной действительности, можно сказать, в безумном мире, где отсутствует нравственность, где господствуют волчьи законы, где брат грабит брата, где ложь и обман стали нормой поведения…" И далее следует вывод: сегодня мы являемся свидетелями "ускоренного строительства мировой системы зла". И основной удар "системы зла" направлен против России, против Православия.

Библия говорит: "Корень всех зол есть сребролюбие, ибо желающие обогащаться впадают в искушение и во многом в безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу…" (1Тим. 6,9,10) Наши святые отцы уточняют: сребролюбие есть страсть самая гибельная и преступная. Оно не щадит даже ничего священного, ибо для него всего священнее богатство. К. Маркс пишет: "…капитал при 100% прибыли попирает ногами все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы"

Любостяжание, учит нас церковь - мать пороков и греховных плодов: грабительства, убийства, обмана, насилия, притеснения бедных и др. казалось бы, всё ясно. Однако, например, в Америке, где нравственным наставником и духовным поводырём является католичество и протестантизм, считают по-другому. И издали соответствующие законы, чем американцы очень гордятся: "у нас есть… свобода неограниченной частной собственности, свобода накапливать сверхбогатства без назойливых приставаний идеологов разных мастей, свобода сосредотачивать в одних руках столько богатств, сколько можно собрать…" Скажете, бред? Ничего подобного, "американская мечта". Кстати, цитата взята из делового бестселлера Н. Хилла "Думай и богатей". Эта книга выдержала в США 42 издания! Так вот этот "бестселлер" излагает и основной жизненный принцип удачливого дельца: "…вы никогда не станете богатым, если не доведёте до кипения страсть к деньгам…" Автор признаёт, что богатства нельзя достичь лишь честным и упорным трудом. Как делаются крупные богатства, известно: "Собственность - это воровство" - установил ещё в прошлом веке французский философ П. Ж. Прудон. "Ежели для удовлетворения потребностей любостяжательного нужно так мало, то для чего собирать так много? Для чего так безумно служить своему богатству, кто ту господин и властитель?"

Сегодня уже очевидно, что чудовищный рост личных богатств в руках немногих привёл к ужасающей нищете сотен миллионов и сопровождается стремительным "плутократическим моральным разложением" (С. А. Франк) Так, поданным доклада из программы развития ООН, если в 1960г доходы самых бедных и самых богатых находились в соотношении 1:30, то сейчас 1:74, то есть богатые богатеют, а бедные беднеют. И ещё факт: состояния трёх самых богатых людей планеты превышают совокупный ВВП (доход) группы развивающихся стран с 600-миллионным населением (!) Разве не является абсурдом и издевательством над здравым смыслом размер "заработка" одного богача, который превышает доходы сотен миллионов людей?

(…)В ветхозаветное время Господь Бог через пророка Исаию предвозвестил о сотворении "нового неба и новой земли", в которой "не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; не будут трудиться напрасно и рождать детей на гОре (Ис. 65, 17, 22, 23). Здесь можно различить характерные контуры общинной организации, в которой отсутствует эксплуатация и угнетение человека человеком. Христианская община - это и есть практическое устроение бытия на условиях социальной справедливости. Это - христианский идеал общественного мироустройства. Это и был "религиозный социализм" (Н. А. Бердяев).

Выхолостив самое главное в заповедях Иисуса Христа - нестяжательство и любовь к ближнему, западное христианство, по словам Ф. М. Достоевского, давно уже перешло в идолопоклонство и атеизм. Поэтому, западный идеализм "при показном бескорыстии и отвлечённом морализме католической церкви" (Н. А. Бердяев) завершился торжеством чистого материализма и фактическим устранением Бога. Западный мир давно уже "живёт по плоти" находя удовлетворение в "экономическом людоедстве" (Н. Хилл), и в котором так называемые "общечеловеческие ценности" приобрели уродливые и подчас безобразные формы (и называются "либеральными ценностями" - А.М.)

Россия, по большому счёту, показала возможность осуществить на практике христианский идеал социальной справедливости и всеобщего братства. Видный русский философ Н. А. Бердяев писал: "Я понял коммунизм как напоминание о неисполненном христианском долге. Именно христиане должны были осуществить правду коммунизма (коммуна=община -А.М), и тогда не восторжествовала бы ложь коммунизма". И основная "ложь коммунизма" состояла в отрицании Бога. А без Бога, по словам видного писателя Ч. Айтматова, "социализм не одолел деньгу. Общество социальной справедливости - один из великих человеческих идеалов - было растоптано рыночными реформами. Господа вновь загнали народ в "стойло собственности", цинично управляя им с помощью "ТВ-узды".

Римское право "неограниченной частной собственности" уже несколько веков держит человечество в плену самоубийственной экономической логики, в плену бога богатства. Это право является предельным выражением эгоизма индивидуалиста. Это "индивидуализм домохозяина, рабовладельца". Право "священной" частной собственности, как социальное следствие "греха сребролюбия" явилось "сатанинской ловушкой" для человечества. Бесправие рабов, как принцип римского частного права проходит через всю историю человечества. За тысячи лет это бесправие - "свобода продаваться" приняло утончённые, а потому иезуитские формы экономического рабства. Человечество оказалось заложником законов, работающих на пронырливое и любостяжательное меньшинство. Осуществлённый в жизни экономический либерализм не совместим с гуманитарными понятиями справедливости, сострадания, совести. Либералы считают "правом умирающего - умирать, страдающему - страдать", а богатому - тонуть в роскоши. Каждому - своё. Вот такой либерально-демократический цинизм (или фашизм). Вот такая "столбовая дорога цивилизации".

Житейская мудрость наших предков: "Живи в достатке, но не будь богат", ибо "нажива ненасытна". Для Русского, как и для всех славян (да и для всех восточных народов) корысть, нажива не богоугодна. "Где чтут богатство, там презирают всё честное: верность, порядочность, стыд" (Саллюстий). И процветают продажность, пошлость, преступность… Мы против роскоши. Мы - люди достатка. И практичного комфорта, потому что "у России не буржуазная душа, не поклоняющаяся перед золотым тельцом" (Н. А. Бердяев). У русских обострено чувство социальной справедливости, поэтому нам близок социализм, точнее "социализм с православным лицом". У социализма может быть только один лик - человеколюбие, и одно предпочтение - "жить по духу" Это и есть путь построения "новой земли". "Вера русского человека желает не власти над вселенною, а совершенного качества. В этом - корень Русской идеи. В это её творческая сила на века" (И. А. Ильин) "Русская идея - как последняя возможность выбора разум ной жизни (В. Г. Распутин) является и общечеловеческой системой жизнеспасения".

"Советская Россия" №44 от 14.04.2001

Hosted by uCoz