Житие в Америке (2)

Подборка отрывков и статей о жизни и нравах США


Голод в США на пороге XXI века

Голод является результатом несправедливости и неравного распределения богатства в этом мире.

Из выступления Первого секретаря ЦК Компартии Кубы Фиделя Кастро Рус на 1-й Всемирной продовольственной конференции в Риме в 1974 г.

В прошлом году в американском издательстве "Фридом Пресс" вышла в свет книга под претенциозным названием: "Добродетель процветания: Определение справедливого вознаграждения в век технократического изобилия". Названный опус принадлежит перу выходца из Индии, исследователя Американского института предпринимательства (АИП) Д.Д'Соузе. По сути, это очередная хвалебная ода американскому капитализму на исходе ХХ века. Несмотря на то, что этот "научный труд" не стал бестселлером на книжном рынке, его содержание заслуживает внимания с точки зрения предания гласности новейшей американской социальной утопии.

"Великое достижение современного Запада за прошедшие двести лет состояло в создании среднего класса, позволившего простому человеку избежать бедности и жить в относительном комфорте. В настоящее время Соединенные Штаты готовы к свершению еще более величественного подвига: они находятся на пути к формированию первого массового богатого класса в мировой истории... Члены этого класса являются новыми эквивалентами лордов и баронов средних веков. Только сегодняшний сверхкласс уже является достаточно крупным и растущим так быстро, что, возможно, однажды численно превзойдет количество крестьян в стране", - пишет, "ничтоже сумняшеся", Д.Д'Соуза.

В качестве доказательства этого вывода он ссылается на то, что за последние 10 лет количество домохозяйств, обладающих миллионными состояниями в США, выросло с 1,2 млн. до 5 млн. Но и это не предел экспансии американского "клуба избранных". По прогнозам аналитиков, он может учетвериться в следующее десятилетие, а Д.Д'Cоуза считает, что современные нувориши в США не имеют ничего общего со "старыми богачами", отличавшимися праздностью и снобизмом. В его интерпретации, быть богатым означает теперь всего лишь быть свободным, делать то, что доставляет тебе удовольствие, и давать такую же свободу другим, изобретая новые полезные товары и услуги для них.

Вопрос о том, насколько доступны новые блага для большинства простых американцев, не особенно занимает автора "Добродетели процветания". В решении этой проблемы он априори исходит из того, что большинство граждан США, принадлежащих к "среднему классу", намного богаче, чем им кажется. В представлении выходца из бедной Индии, забравшегося на верхние этажи богатого АИП, каждый день американские обыватели наслаждаются такими бесспорными достижениями цивилизации, как надежные электроснабжение, телефонные услуги, доставка почты, рестораны быстрого обслуживания, шикарные универсамы, хорошие дороги, скорая медицинская помощь, легкий доступ к информации и развлечениям разного рода. Нигде в мире так много не доступно так легко так многим, как в США, считает Д.Д'Соуза.

Что же касается тех 20% американских семей, чьи доходы находятся ниже или ненамного выше правительственной черты бедности (около 15 тыс. долл. для семьи из четырех человек), то они, по утверждению Д.Д'Соузы, наслаждаются таким высоким материальным уровнем жизни в США, о котором могут только мечтать многие из входящих в верхние 20% населения в других странах мира.

К тому же в том, что они оказались на "экономическом дне", а не венчают классовую пирамиду США, виноваты они сами, так как не смогли проявить достаточную волю и упорство, чтобы приспособиться к неолиберальной модели рыночной жизни. Вот почему "новые богатые" не особенно щедро раскошеливаются на благотворительные цели в пользу бедных в США.

Пожалуй, это единственный достоверный тезис в "Добродетели процветания". В том, что США являются самой богатой страной капиталистического мира и находятся на вершине своего "просперити" на изломе веков, нет никакого сомнения. Но от этого бедным в Америке живется ничуть не легче, чем их собратьям в других странах. В особенности с учетом того, что одним из основных критериев социальной справедливости в мире служит то, что страна может дать своим обездоленным гражданам и что она дает им. С этой точки зрения американский капитализм вряд ли может претендовать на модную нынче приставку "с человеческим лицом".

Бедным в богатой Америке приходится испытывать те же лишения, что и беднякам в нищих странах тропической Африки. Единственная разница в их положении состоит в том, что в процветающих странах в мире капитала помойки побогаче и объедки пожирнее. Чтобы убедиться в этом, достаточно полистать страницы недавно опубликованного исследования благотворительной организации "Второй урожай Америки" (ВУА) - "Голод в Америке - 2001". Оно представляет собой наиболее всеобъемлющее изучение названной темы в США из всех предыдущих изысканий подобного рода и основывается на обобщении интервью 32 тыс. американцев, ставших жертвами голода, которые согласились поведать стране о своих страданиях.

Сравнение этого исследования с его предшественником под названием "Голод - 1997: Лица и факты" не внушает оптимизма и не дает оснований для вывода о том, что, выражаясь словами Э.М. Ремарка, "на Западном фронте без перемен". Изменения на ниве борьбы с голодом - неискоренимым злом Америки - есть, но только в худшую сторону. Как свидетельствует ВУА, в текущем году 23,3 млн. американцев обращались за получением продовольственной помощи и получили некоторое облегчение от голода в результате благотворительности ВУА. Это приблизительно на два миллиона человек больше, чем в 1997 г.

Авторы рассматриваемого исследования попытались также дать ответ на вопрос: "Кто голодает в Америке?" В дополнение к тому, что в нем зафиксирован значительный рост прошений о помощи, доклад "Голод в Америке - 2001" опровергает миф, что голод в США является проблемой только старых городов, бездомных или хронически безработных. Хотя мы обслуживаем все слои населения, нуждающиеся во вспомоществовании, подчеркивают они, фактически приблизительно 40% семей, которые получили помощь ВУА в 2001 г., имели в своем составе, по крайней мере, одного взрослого трудоустроенного человека.

По данным ВУА, 19,7% клиентов, обслуженных ее благотворительной сетью в этом году, являются престарелыми гражданами. В 1997 г. таковые составляли 16%. Особую тревогу исследователей вызывают широко распространенные факты голода среди детей. Более 9 млн. детей получили продовольственную помощь в 2001 г., что примерно на один миллион больше, чем общая численность населения Нью-Йорка. Как и в предыдущий период, непропорционально большая доля женщин продолжает находиться в тисках голода в США. Они представляют приблизительно 2/3 всех взрослых, стремящихся к получению продовольственной помощи.

Изучение ВУА опровергает превалирующее мнение о том, что голод в США является проблемой исключительно старых промышленных городов. Примерно половина (47%) всех получателей помощи по линии продовольственных банков живут в сельских или пригородных районах. Ежедневно множество голодных американцев делают невероятно трудные выборы в поиске средств для существования. Изучение этого вопроса обнаружило, что приблизительно половина жертв голода (45%) вынуждена выбирать между оплатой коммунальных услуг или покупкой пищи. Более 35% стоят перед тяжким выбором между приобретением продуктов питания или оплатой квартирных счетов и закладных.

Как отвечает общество в США на эту злободневную проблему? В исследовании "Голод в Америке - 2001", к чести его исполнителей, не только измеряются масштабы поиска их соотечественниками продовольственной помощи, но и изучаются ответы на вызовы голода агентств по облегчению голода и добровольцев. С этой целью они обследовали около 24000 благотворительных организаций, занимающихся этой работой, и представили детальную палитру мер, принимаемых по этому трудному вопросу, с которым приходится сталкиваться многим американцам сегодня. Несмотря на то, что ВУА распределяет сейчас больше пищи, чем в 1997 г., она не может удовлетворить возросшие требования миллионов голодающих американцев.

По признанию лидеров ВУА, их благотворительная деятельность продолжает зависеть от великодушия владельцев продовольственных магазинов и сельскохозяйственных индустрий, а также от индивидуальных доноров и добровольцев. Обострение проблемы голода в США требует непрерывной поддержки федеральных программ питания. Однако, как показывает изучение, такие программы, как предоставление продовольственных талонов и школьных завтраков, являющиеся критическими для выживания многих семей с низкими доходами, постоянно урезываются правительством и не встречают поддержки со стороны "новых богатых", которых стало так много в США на изломе веков.

Свертывание многих социальных программ в США производится на фоне втягивания страны в очередной экономический кризис, ускоренный событиями 11 сентября. И это происходит в то время, когда, по данным министерства сельского хозяйства США, приблизительно 10 млн. семей на протяжении 1996-1998 гг. не имели доступа к достаточной пище, чтобы удовлетворить свои первичные потребности. Главной причиной плохого питания многих американцев служит значительный рост цен на продтовары по сравнению с мизерными прибавками хозяйской власти к заработной плате. В результате нормальное питание для многих из них стало непозволительной роскошью.

Весомое место в докладе посвящается изображению профиля работающих бедных, обслуживаемых продовольственными банками ВУА. В последнее десятилетие ведомства по облегчению голода обнаружили, что самое большое увеличение голодающих американцев наблюдается именно среди работающих бедных. Несмотря на торжество экономики "просперити" и их собственный упорный труд в 1990-е годы, многие из них далеко не всегда могут свести концы с концами и все чаще вынуждены обращаться в благотворительные агентства для решения продовольственных проблем.

Исходя из изучения вопроса о предоставлении помощи обездоленным через сеть местных суповых кухонь, продовольственных складов и ночлежек для бездомных, 14 812 000 чел. в США являются членами семей работающих бедных. 39% домохозяйств-получателей продовольственной помощи имеют в своем составе, по крайней мере, одного взрослого, имеющего работу. Из числа домохозяйств, получающих помощь и имеющих, по крайней мере, одного работающего, 49% заняты полный рабочий день, т.е. 40 часов или больше в неделю. По данным Конференции мэров американских городов, 37% людей, обращающихся за продовольственной помощью, являются трудоустроенными.

Из миллионов нуждающихся людей в США, ведущих поиск продовольственной помощи, более 8 млн. составляют дети. 70% бедных американских семей с детьми имеют хотя бы одного члена семьи, который работает. В общей сложности в работающих бедных семьях в США проживает 8 659 000 детей. К этому необходимо добавить, что на протяжении двух прошедших десятилетий уровень бедности в рабочих семьях в США возрос приблизительно на 50%. А также тот факт, что 61% жителей городов в США, обращающихся за продовольственной помощью, являются членами семей с детьми.

По оценке Бюро переписи населения США, 2/3 американских родителей имеют низкооплачиваемую работу в розничной продаже или же в сфере услуг. Почти половина всех занятых - получателей продовольственной помощи в США - занята на неквалифицированных работах. Пятая часть трудоустроенных клиентов продовольственной помощи работает на квалифицированных работах. В основном - это конторские клерки и секретари, квалифицированные ремесленники и работники, лица, занятые собственным бизнесом.

Особое положение среди голодающих в Америке занимают бывшие "дропауты", т.е. отсеянные из средней школы. В последние десятилетия семьи, возглавляемые ими, увеличили свои ежегодные часы работы на 12%, но взамен получили уменьшение ежегодных трудовых доходов на 8%. В этом контексте не приходится удивляться, что 40% получателей продовольственной помощи в США являются обладателями дипломов ниже средней школы. В их числе 16% составляют окончившие только начальную школу или неполную начальную школу. Средние ежегодные заработки выпускников средней школы в 1996 г. были на уровне 22 154 долл., а получателей продовольственной помощи среди них было 60%.

Положение голодающих в США сегодня усугубляется тем, что 43 млн. американцев не имеют страхования здоровья даже на случай несчастного происшествия. Примерно половина всех родителей в работающих бедных семьях не имеют никакой медицинской страховки. 81% американских домохозяйств-получателей продовольственной помощи не имеют частного медицинского страхования. В результате 29% бедствующих и голодающих домохозяйств вынуждены были в 2001 г. отложить обращения за медицинской помощью или приобретение лекарств по предписанию врача с тем, чтобы покупать продтовары в течение последних 12 месяцев.

В соответствии с данными Бюро переписи населения США, 20% американских детей (около 15 млн.) живут в бедности или же ниже черты бедности. Национальный центр защиты бедствующих детей недавно сообщил, что большинство детей, живущих в бедности, имеют, по крайней мере, одного работающего родителя. В 1997 г. приблизительно 2/3 бедных детей младшего возраста жило в рабочих семьях. Бедность именно этой категории детей растет наиболее быстрыми темпами в пригородах.

Дети, которым недоступно адекватное питание, подвергаются большему риску, чем другие дети в семьях с низкими доходами, поскольку не могут реализовать свой потенциал как индивиды. У детей, испытывающих постоянное недоедание, часто возникают проблемы с концентрацией внимания и общением со своими сверстниками. Они больше других подвержены болезням, вынуждающим их не посещать школу. Они показывают более низкий уровень знаний при проведении тестов. Плохая успеваемость в начальных классах - главный фактор, ведущий зачастую к отсеиванию из школы в более поздние годы. В то же время, согласно трудовой статистике США, образовательный ценз служит одним из основных условий получения более-менее приличной работы и заработной платы.

Изучение ВУА показало, что даже умеренно недостаточно питающиеся дети могут страдать затем от ненормального развития мозга, испытывать трудности в учебе и психологические расстройства. Если эти пороки своевременно не исправить, они могут приобрести необратимый характер. Недавнее изучение перечисленных выше проблем Центром по исследованию голода, бедности и продовольственной политики убедительно доказало, что усиление питания может ослабить эти негативные влияния. Это делает дополнительные программы помощи бедным и голодающим детям настоятельным велением времени.

В связи с этим авторы доклада "Голод в Америке - 2001" во всеуслышание заявили, что американская нация должна нести особую ответственность за судьбу всего уязвимого населения США, включая детей. Они больше всего нуждаются в полноценном питании, что поможет им избежать негативных последствий недоедания в будущем. Систематическое недоедание в детстве неизбежно отразится на их экономической безопасности по достижении взрослого возраста. Однако, несмотря на то, что среди членов домохозяйств, получающих помощь ВУА, 9,1% были дети в возрасте до 5 лет, эта проблема не вызывает особой обеспокоенности власть имущих в США.

Выступая в конце 2000 г. перед нацией, Дж. Буш-мл. заявил: "Я искренне верю в то, что одна из замечательных опор Америки заключается в том, что в нашем распоряжении есть армия сострадающих во всей стране". С тех пор, со времени произнесения этой высокопарной тирады, сострадания в США не только не стало больше, но и явно поубавилось. На это обращают внимание ведущие газеты США. В последние дни они все чаще и чаще пишут о том, что "армия сострадания", которая на добровольных началах занимается питанием голодных на суповых кухнях и продовольственных складах, а также в приютах для бездомных, теряет почву под ногами.

Главная причина этого феномена в век "технократического изобилия", по признанию СМИ США, состоит в приближении кризиса ресурсов в благотворительной системе страны, где мультимиллионеры растут на пороге нового века как грибы после дождя. Вне всякого сомнения, нувориши в США, как и в Украине, потому и множатся, и жируют, что именно они и никто другой отбирают последние крохи у людей труда. Предварительно выжав их, как лимон, в адской машине капиталистической эксплуатации. В этом - суть буржуазной демократии. О которой, кстати, великий индийский гуманист М. Ганди в свое время сказал, что это могла бы быть неплохая идея, если бы она имела хотя бы минимальный шанс на реализацию.

Рабочий Класс, №42(96)

 А. Арсеенко
ГУЛАГ в Америке
Американский ГУЛАГ или индустриально-тюремный комплекс США

Опубликовано:
08.10.2001

В преддверии нового века США установили печальный рекорд: в американских тюрьмах содержится сегодня от 5 до 7 раз больше людей в расчете на душу населения, чем в странах Западной Европы. Хотя уровень ненасильственных преступлений в США и Западной Европе примерно одинаковый. Количество заключенных в тюрьмах США, функционирующих под эгидой федерального правительства или штатов, с 1970 г. выросло на 500%, что говорит о втягивании страны, претендующей на роль лидера "свободного мира", в новый глубокий социальный кризис. Ответом на него стало дальнейшее "завинчивание гаек", ужесточение репрессивно-карательного режима в США.

Тюремный бум буквально захлестнул Америку на изломе веков. На пороге третьего тысячелетия самопровозглашенный "бастион мировой демократии", обосновавшийся в США, тратит миллиарды долларов на строительство новых тюрем. Последние растут во всех штатах как грибы после дождя. На этом фоне государственные расходы на предотвращение преступности и реабилитацию осужденных выглядят совсем мизерными. В то же время криминологи приходят к выводу, что реконструкция американского ГУЛАГа и пополнение его новыми "клиентами" существенно опережают темпы роста преступности в стране.

Строительная лихорадка в исправительной системе не в последнюю очередь объясняется тем, что тюрьмы стали большим бизнесом для "капитанов индустрии", получающих жирные барыши за счет труда заключенных. И выгодной сферой занятости для выпускников более чем 3000 колледжей и университетов, готовящих специалистов в области уголовного права. "Инвестиции в преступность" стали надежной сферой вложения капитала в США, а труд на ниве "ликвидации" ее последствий дает неплохой стартовый заработок, надежное рабочее место и перспективу продвижения по службе с последующим повышением жалованья начинающим юристам.

Кривая преступности в США то поднимается вверх, то опускается вниз в зависимости от экономической конъюнктуры в различных регионах страны. Но это не отражается на параметрах тюремного контингента. Исправительные учреждения остаются набитыми битком во всех штатах во все времена, независимо от подъема или спада производства. Причина этого кроется в том, что тюремная бюрократия заинтересована в стабильном пополнении мест заключения для оправдания своего существования, а также для поддержания страха в рядах "среднего класса". Особенно с учетом "беловоротничковой" преступности и поиска утешения в наркотиках даже в его среде.

Закат ХХ в. ознаменовался новым феноменом в США - возникновением "индустриально-тюремного комплекса". Полицейско-судебно-тюремная машина разбухла до гигантских размеров и превратилась в самодостаточную иерархию. Вместе с корпорациями она заинтересована в поддержании определенного уровня преступности, а не в ее пресечении. Альянс "блюстителей порядка" с бизнесом нуждается в уголовниках и их жертвах, как рыба в воде. Если бы правонарушителей в США не было вообще, подчеркивается в печати, американская Фемида изобрела бы их для того, чтобы продолжить "войну против наркомании и организованной преступности" до бесконечности.

По мнению многих исследователей, современная тюремная система США все больше напоминает ГУЛАГ на американском континенте. Традиционная дислокация тюрем в городах дополнилась в последние 20 лет появлением "мест отдаленных" в глубинке. Здесь проще попирать права человека, творить произвол и насилие, подвергать жестоким наказаниям и чудовищным пыткам заключенных, использовать дешевый принудительный труд в целях обогащения тюремной администрации и корпораций. Размер тюремной империи США столь внушительный, что трудно оценить, во сколько обошлось ее создание налогоплательщикам, какие доходы извлекают из нее власть имущие.

Некоторые наблюдатели считают, что после "холодной войны" тюремно-промышленный комплекс занял место военно-промышленного комплекса в США, сменив вероятного внешнего противника на внутреннего врага. Новым неприятелем провозглашена преступность, особенно со стороны национальных меньшинств. Особый упор делается на борьбу с наркоманией и гангстеризмом, провозглашенными "врагами нации и демократии" в период президентства Р.Рейгана. В связи с этим расходы на "обуздание преступности" росли вдвое быстрее, чем на военные нужды, на протяжении прошедших 20 лет. Не говоря уже об образовании и других социальных сферах в США.

Определенное представление о засилье ГУЛАГа во внутриполитической жизни страны дают расходы на содержание его главных компонентов - полиции, судов и тюрем. Начиная с 1980 г. ассигнования на них увеличились более чем на 200%. Больше всего выросли затраты на тюрьмы - более, чем 250%. По оценкам, ежегодные расходы на функционирование "системы справедливости" в США превышают 100 млрд. долл. В списке ассигнований на эти цели первое место занимает исправительно-карательная система США. Она обходится американцам в более чем в 40 млрд. долл. в год. Стоимость пребывания одного обитателя в тюрьме колеблется от 20 до 40 тыс. долл. в год, хотя многие из них совершили не такие уж тяжкие преступления, чтобы подвергать их изоляции.

С каждым годом в США возрастает общее количество тюрем и их вместимость. В некоторых, известных под названием "мегатюрем", может удерживаться одновременно до 10000 "зэков". В 1990 г. в стране было 1287 тюрем, в 1995 г. стало 1500. Больше всего строится их в южных, бывших рабовладельческих штатах. Количество тюрем в Калифорнии и Техасе давно перевалило за сто. В Техасе, как правило, отбывает наказание один из 25 постоянных жителей этого штата. Техас являет собой классический пример американского ГУЛАГа.

Большинство тюрем в Техасе (80 из 102!) построено в 1990-е гг. Многие из них - в населенных пунктах, где проживает не более 5-10 тыс. чел. Подальше от людских глаз. Несколько тюрем спрятали здесь в местах, даже не указанных на картах. В техасской тюремной системе занято свыше 42 тыс. чел. - от надзирателей до адвокатов, задействовано 134 тыс. акров сельхозземель и 42 предприятия. Это еще раз подтверждает вывод о том, что тюремный бизнес - это большой бизнес. Но превращение Техаса в типичный концлагерь не сказалось на уровне преступности в штате. В 1983-1997 гг. количество "зэков" в Техасе выросло на 224%, а преступность снизилась всего на 7% при одновременном росте насильственных преступлений на 18%.

Тюремная система в США напоминает собой огромный дренаж по перекачке денег налогоплательщиков в пользу карательных структур. На ней наживаются строительные компании и архитектурные бюро, медицинские службы и производители бронированных жилетов для охраны, многие поставщики продовольствия, мебели, одежды, заборов, замков и других спецсредств с учетом специфических потребностей "демократического" ГУЛАГа. Каждый "провайдер" преследует свой собственный интерес - урвать куш пожирнее. Примеры такого рода встречаются на каждом шагу. Так, поставки тюремного питания превратились в миллиардный бизнес, растущий на 10-15% каждый год.

Последней "новинкой" в тюремной индустрии США стало вторжение в нее телефонного бизнеса, занимающего междугородними переговорами. Такие промышленные гиганты, как AT&T и Bell превратили тюремное пространство в выгодный рынок за счет многочасовых разговоров узников с родственниками и близкими. Как правило, им же приходится оплачивать счета. Но бизнес есть бизнес. Одно из рекламных объявлений AT&T гласит: "Как он попал сюда - это его дело. Как ему выйти отсюда - это наше дело". О заинтересованности телефонных компаний в развитии этих услуг свидетельствует то, что одна из них - MCI - предложила исправительному департаменту штата Калифорния 32% своей прибыли за право на освоение тюремного рынка.

Проникновение бизнеса в тюремную сферу не ограничивается этой новацией. Корпорации пристально присматриваются к ней как объекту приватизации. Предел их мечтаний - передача в частные руки таких государственных служб, как образование и лечение "зэков". Исправительный бизнес США приобретает транснациональный характер. Согласно отчету "Исправительной корпорации Америки" (ИКА), в 1995 г. она управляла 46 исправительными учреждениями, в том числе одним - в Англии и двумя - в Австралии. Если этот процесс пойдет дальше, не исключается, что многим из тех, кто недавно надеялся "жить, как в Америке", вскоре придется обживать американские тюрьмы на родной земле.

ИКА является бурно растущей корпорацией, преумножившей свои доходы с 13 млн. в 1986 г. до 207 млн. долл. в 1995 г., то есть на 1492%. В тот же период ее активы увеличились с 8 млн. до почти 47 млн. долл., то есть на 488%. Немногие ТНК могут похвастаться такой эффективностью. Погоня за прибылью служит главной движущей силой приватизации исправительной системы в США. В одном из докладов-рекомендаций на сей счет говорится: "Мы рассматриваем эту индустрию весьма привлекательной. Здесь имеется реальное место для непрерывного роста частных тюрем". Вложение капитала в эту выгодную сферу получило поддержку "тюремно-финансовой группы", в которую входят такие компании, как "Уолл-Стрит", "Мэррилл Линч", "Голдман Сакс".

В этом контексте профессор Р.Шелден пишет: "Кто-то может говорить, что бум в строительстве тюрем создает рабочие места для многих людей, что следует рассматривать в позитивном свете. В конце концов, тюремное строительство может рассматриваться как "кейнсианский стимул" в экономике. Это близко к истине, но есть и моральная дилемма: Разве мы можем не видеть в этом что-то родственное найму охранников в концлагерях нацистской Германия или в "лагерях для перемещенных лиц" в Америке в период второй мировой войны? ...Дилемма также состоит в том, что в то время как штаты увеличивают свои бюджеты на строительство тюрем, большинство из них вынуждено сокращать расходы на образование и рекреацию... Ирония состоит в том, что страх перед преступностью не снизился на протяжении прошедших двух десятилетий".

Таким образом, тюремно-строительный ажиотаж в США не привел и не может привести к снижению преступности. Ибо, как отмечали К.Маркс и Ф.Энгельс еще в 1845 г., "... должно не наказывать преступления отдельных лиц, а уничтожать антисоциальные источники преступления и предоставить каждому необходимый общественный простор для его насущных жизненных проявлений". Решение этой задачи капитализму не по плечу. Несмотря на то, что изломе веков к нему присовокупили нелепую приставку "с человеческим лицом".

По материалам "Рабочего Класса"

ОНИ И МЫ (Наш человек на чужой стороне. Канадские зарисовки)

     В этом сравнительно небольшом городе так много ресторанов, кафе и закусочных, что кажется: здешние люди рождаются и живут главным образом для того чтобы есть. Зимой здесь до минус сорока пяти с фактором ветра, а летом жара такая, что можно обуглиться. Горожане, в том числе мулаты, носят ослепительно белые штаны, но это не Рио-де-Жанейро. Это Оттава.
     Жарче всего у меня на 22-м этаже. Таких домов, как этот, много в центре. За пределами центра высотные дома собраны в комплексы из 2-3-5 башен и разбросаны по всей зеленой клумбе города. Небоскребов нет. На восемьдесят процентов город застроен одно-двухэтажными домами, крыши которых растворяются в плотной зелени города-парка.
     Летом здесь грозы, каких я в России не видел. Среди бела дня неожиданно темнеет так, что машины включают фары, летят первые крупные брызги, ветер достигает ураганной отметки.
     Грозы бывают и по ночам, но реже. Когда ночь спокойная, с балкона слышно, как над рекой поет ночная птица. Часов до трех у подъезда тормозят и газуют машины и громко разговаривают арабы, собирающиеся там же, у подъезда, на свои ночные посиделки.

     
ПЯТЬ СЛОВ, ОПИСЫВАЮЩИХ ЛИЧНОСТЬ
     
     Подруга подарила свой старенький велосипед, езжу на нем по городу и окрестностям в поисках работы. Каждое утро встаю в шесть и ворую из-под двери соседей свежую газету, просматриваю страницу Employment, выписываю заинтересовавшие объявления и кладу газету на место. В восемь часов совершаю несколько телефонных звонков.
     - Morning, я звоню по объявлению...
     Берут данные, обещают позвонить, просят отправить резюме по факсу. После звонков можно садитбся в седло и отправляться в очередной рейд по городу. На листке записаны адреса и названия компаний, по карте города вычисляю оптимальный маршрут.
     В течение дня несколько раз звоню домой и проверяю автоответчик. Если позвонят, то изменю маршрут, и мой конь, сверкая спицами, понесет меня в то волшебное место, откуда раздался звонок и сладкий голос прошептал: хай... приходи на собеседование завтра... нам понравились твои данные, у тебя есть шанс... мы ждем тебя.. мы так любим тебя... Никто, конечно, не звонит, зря только центы трачу.
     Я не поверил своим ушам, когда это все-таки произошло.
     Меня пригласили на собеседование в компанию, которая нанимает маляров. Зарплата, как водится, минимальная, но! - когда много заказов, желающие могут работать по 10-11 часов и в выходные, а заказов хватает. Работа сезонная, но! - особо отличившиеся смогут работать всю осень, а истинные герои труда не будут забыты даже зимой.
     Фантастика. Пехота, к бою.
     В кабинете прохладно, работает кондиционер. Из-за стола поднимается ослепительно рыжий парень в строгом сером костюме и галстуке.
     - Hi! How are you today?
     Здороваясь с незнакомым человеком, здесь спрашивают how are you - как ты поживаешь? На этот вопрос - что бы ни происходило в твоей жизни на самом деле - нужно отвечать: "Прекрасно! А как у тебя?" Это обычная вежливость.
     Сегодня мне нужно быть особенно вежливым. Необходимо также всем своим видом демонстрировать способность ударно трудиться, впитывать новые знания, проявлять инициативу, и вообще предстать перед потенциальным работодателем человеком энергичным, деловым и жизнерадостным. Так написано в брошюре "Как заставить взять себя на работу. Советы проходящему собеседование", которую бесплатно распространяют в центрах по трудоустройству.
     Парень обходит, почти обегает, стол, энергично и резко протягивает мне руку.
     - Меня зовут Билл Хендриксон. Присаживайся. Жарко сегодня, правда? Нам понравилось твое резюме. Немножко побеседуем, о'кей? Итак, ты работал маляром дважды в жизни: когда был солдатом Советской Армии и первые месяцы в Канаде, т. е. ты достаточно опытный маляр. Скажи, пожалуйста, какой краской тебе больше нравится красить, масляной или водоэмульсионной?
     Водоэмульсионной, естественно. От нее голова не кружится, и ложится она хорошо. Так и говорю, а заодно прибавляю пару названий популярных в Канаде видов водоэмульсионки, т.е. демонстрирую свою компетентность. Мой экзаменатор удовлетворенно кивает головой, ответ ему понравился.
     - Ты служил в Красной Армии, ты, наверное, очень дисциплинированный человек. Скажи, пожалуйста, ты когда-нибудь в жизни опаздывал на работу?
     - Конечно, опаздывал. Я всего лишь человек.
     Экзаменатор расцветает на глазах. С хохотом откидывается в кресло, потом вскакивает, опять обегает стол, жмет мою руку:
     - Wonderful answer! Великолепно! Обычно говорят: никогда в жизни, т. е. врут. А ты ответил честно, это очень хорошо, очень! Теперь еще вопрос: придумай пять слов, которые наиболее адекватно описывают твою личность.
     Начинаю злиться. В КПСС меня, что ли, принимают? Сезонная работа, минимальная зарплата… Отвечаю резко:
     - Четыре слова, о'кей? Много. Работать. Хорошо. Получать. Русские умеют работать.
     Я попал в группу непосредственных кандитатов на рабочие места. Каждому из нас выдали видеокассету с показом основных операций, два раза в неделю с нами бесплатно занимаются опытные маляры. В группе порядка 15 человек, в основном молодежь. Иммигрантов, кроме меня, нет.
     Познакомился с парнем, который работает маляром уже 15 лет, у него какое-то латиноамериканское имя. Компания, которая нас всех, судя по всему, наймет, ему нравится, он намерен работать весь сезон по 10-12 часов в день, без выходных, и заработать не меньше 7-8 тысяч, ему нужен напарник, согласный работать в таком же ритме. Договорились, что таким напарником стану я.
     Наконец, решающий день. В условленный час за мной приезжает машина, едем в район, который называется Sandy Hill - Песчанный Холм. Вот и дом, крыльцо которого мне предстоит покрасить. Одновременно со мной в разных частях города сейчас работают еще четыре человека, кандидаты на ту же позицию, конкуренты. Покрашу крыльцо, уеду домой, завтра позвонят и скажут: берут или не берут.
     Следующим утром - звонок. Не взяли.
     - Почему? Я что-нибудь сделал плохо?
     - Все хорошо, хозяевам дома понравилось. Но пойми, ты не оказался самым лучшим из пятерых. Желаем тебе удачи.
     …Через пару месяцев, в магазине, я встретил того парня, который собирался заработать 8 тысяч за сезон. Ему повезло еще больше, он был принят на постоянную работу. Проработал неделю или полторы, потом на его место взяли чьего-то друга, а ему, как и мне, пожелали удачи… Ничего, прорвемся. Руки не отсохли.
     
БОНЖУР, НИХАУ, САЛАМ
     
     Четыре раза в неделю, по вечерам, я углубляю свой английский в школе для иммигрантов. В классе 15 человек из Бирмы, Китая, Шри Ланки, Ближнего Востока, Франции, Италии, Латинской Америки, русский я один. Спрашиваю у двух парней: откуда они?
     - Мы из Кувейта, - оба широко улыбаются, один протягивает руку. - Меня зовут Фадел, как зовут тебя?
     - Саддам Хусейн.
     - Пошел ты... Кстати, ты же русский, скажи, у вас политик один есть, националист, как его…
     - Жириновский.
     - Yes, Жириновский. Это правда, что он…
     - Да, правда, еврей.
     Я уже привык к этому вопросу. А также к вопросам о том, правда ли, что Ельцин alcoholic, а Путин - KGB. Еще интересуются, как могло так случится, что Россия за считанные годы из супердержавы превратилась в третьесортную африканскую страну. Я не знаю ответа на этот вопрос. Люди здесь тактичные, они меняют тему, но каждый раз после этого вопроса чувствую себя так, будто мною вымыли пол.
     В переменах я хожу по коридорам и напрягаю слух в надежде услышать русскую речь. Школа большая, в вечернюю смену здесь учится не меньше 200 человек, но русских я пока не встречал.
     Зато в классе у меня сложилось подобие компании. Одного из компаньонов зовут Абдула. Это толковый, умный парень из Йемена, дипломат, сотрудник их посольства в Канаде. Еще бы нам с ним не сойтись - примерно в одни и те же годы мы закончили МГУ. Там, в родных стенах, мы никогда не встречались, но здесь друг для друга олицетворяем лучшие, золотые годы жизни.
     Он подзабыл русский, общаемся по-английски, но иногда в переходим на мой язык. Он любит Россию, Москву, университет, с кайфом вспоминает и произносит названия улиц, станций метро, номера маршрутов трамваев, троллейбусов. Он живо интересуется всем происходящим в России, от того, что сейчас происходит в стране его студенческой юности, ему искренне, непритворно грустно.
     Как-то раз подходит ко мне на перемене:
     - У меня для тебя подарок. Тебе понравится.
     - Что за подарок? Давай сюда.
     Три раза оглянувшись, раскрывает сумку, протягивает бутылку "Столичной".
     - Абдула, ты добрый, как крокодил Гена, - говорю ему по-русски. - Размочим под воспоминания юности?
     - Пей сам. Я не могу.
     - В Москве тоже не мог?
     - Well… В Москве я был студентом. А здесь я дипломат, у нас в посольстве очень строго, you know... Выпей за мою карьеру. И выпей за русский народ. Я вас очень люблю. You know…
     Другого компаньона, вернее, компаньоншу, зовут Амина, она из Ливана. Амина закутана с головой в черные тряпки, но у неe чуть-чуть подкрашены глаза и губы.
     Амине 24 года, у нее двое пацанов, и муж, который как большинство арабов, занимается мелким бизнесом. В Канаде Амина чувствует себя неплохо, потому что арабов здесь так много, что, по ее словам, временами забываешь, что не дома. Но домой она все-таки хочет. Вот немного разбогатеет муж, будет с чем возвращаться... Амина по-восточному сдержанна, скромна, на брудершафт с ней не выпьешь, но это не мешает ей быть теплой и компанейской. В нашем классе она самая прилежная ученица, отличница.
     Мне нравятся арабы. Я их неплохо изучил и отношусь к ним лучше, чем относился к советскими азиатам и кавказцам. В Канаде мне с арабами проще, чем с канадцами, те какие-то уж слишком "схематичные". Мусульман здесь - через одного. Мне тепло с этими людьми, с ними интересно общаться. По-моему, они неплохо относятся к русским. До конца расслабиться в их компании мешает одно: тема Югославии и Чечни. Здесь - словно кошка между нами пробежала.
     
ИСПОВЕДЬ СЕРБА
     
     В нашем доме я общаюсь с Николой, беглым сербом из Боснии. Парень лет 25, студент-историк Сараевского университета. Бывший.
     Он благодарен Канаде за прием, ведь эта страна предоставила убежище беженцам-югославам всех национальностей, и десятки тысяч сербов нашли приют на канадской земле. В Канаде их никто не дискриминирует, как не дискриминируют здесь вообще никого, жизнь портит только травля сербов в масс-медиа (а травят их маниакально).
     - Прихожу к врачу, она говорит с акцентом, на наш похожим. Спрашиваю, откуда она, оказалась polish. Она тоже спросила кто я, когда сказал, что серб - так на меня посмотрела, будто я ее сейчас укушу.
     - Не обращай внимания. Поляков, что ли, не знаешь?..
     - Не в поляках дело. Так все здесь думают. Телевидение, газеты, you know... Когда говорю, что я серб и беженец, не верят. Серб не может быть беженцем, серб может быть только агрессором. Я скоро сам поверю в то, что дома добавлял в пищу кровь мусульманских младенцев.
     Самым токсичным, вредоносным политиком Никола считает Ельцина. А еще этот серб ненавидит мусульман. Он согласен со мной в том, что среди них можно встретить отдельных порядочных людей, мудрых политиков, храбрых воинов, но мусульманскую политику в глобальном масштабе считает абсурдной с точки зрения интересов самих мусульман и предательской в отношении народов-соседей. Эта политика, убежден Никола, является естественной производной от исламской ментальности.
     Тяжко мне это слышать... Рос я в русско-татарском городе, где район воевал с районом, но так, чтобы конкретно русские конкретно с татарами, - никогда. И во дворе, и в школе были Рафисы, Радики, Наили, Ренаты, их никто не выделял в особую группу. Я русский, он татарин - ну и что с того? В одном дворе живем. "Айда гулять, братан...". В армии с таджиками, узбеками корешился. Здесь, в Канаде, с арабами, с персами схожусь без проблем (то, что персы арабов, как выяснилось, за людей не считают, это их проблемы). Но доводы этого серба… Увы, это реальность, от нее не спрятаться в детском дворе.
     Во время "Войны в Заливе" Никола болел за Саддама, вместе с сокурсниками-мусульманами участвовал в антиамериканских маршах. Прошло совсем немного времени, и земляки-мусульмане выперли моего приятеля из отчего дома в Сараево под дулом автомата. Он не сопротивлялся, понимал: преданые новой Россией, сербы в Боснии рано или поздно будут разгромлены. Невозможно, говорит Никола, маленькому народу успешно противостоять натиску сразу двух могущественных планетарных сил - Америки и исламского фундаментализма.
     Ему знаком термин New World Order - Новый Мировой Порядок. Верующий человек, он разделяет русскую религиозно-философскую концепцию этого порядка как орудия завоевания мира Сатаной. Многие русские националисты считают, что дуло этого орудия направлено и в православных, и в мусульман. У православного серба, изгнанного из Сараево мусульманами, на этот счет особое мнение.
     - Look, мусульмане считают Запад, Америку своими врагами, это правильно. Но когда русские были в Афганистане, кто вооружал моджахедов, чьи военные специалисты тренировали их в Пакистане? К нам в Боснию съехались исламисты со всего Востока, и наемники, и идейные, кто-нибудь в мире слышал о том, что они с пленными делают? Как вообще они воюют? Нет, агрессоры, варвары - только мы, сербы, и сербы за это наказаны. Тех, кого не убили мусульмане, добивают американцы - санкциями, бомбами, "демократией"... В Чечне боевики снимают с ваших солдат скальпы, а мир плачет о чеченских ангелах, павших жертвами русской агрессии…
     У меня были в Сараево друзья-мусульмане. Наша дружба кончилась, как только в газетах начались споры на национальную тему.
     
     …Приближается Christmas, католическое Рождество. Весь город нарядили как новогоднюю елку, и он стал похож на тот, что снился в детстве.
     В центре все деревья в разноцветных лампочках, на площадях выросли снежные и ледяные фигуры, замки, дворцы. Бегающими огоньками украсили улицы, дома, в окнах домов двигаются, кивают, танцуют санта-клаусы, феи, олени. На ветках деревьев звенят колокольчики, их так много, что кажется - звенит сам морозный воздух. Отовсюду льется тихая музыка и мерцающий свет. Свет и звон, звон и снег. Скоро Новый год.
     31 декабря - звонки-поздравления в Россию. Первый бокал в полночь по московскому времени. Выпьем за нашу Родину... В новогоднюю ночь в доме поразительно спокойно, в Канаде этот праздник мало кто справляет, а если кто и празднует, то тихо и не до утра. Совсем не так, как в России, совсем не так...
     
ЧЕСЛИ ХЕЙ-МЭН
     
     Нашел работу, временную. И то хлеб. Работаю у человека по имени Чеcли, который делает все виды мелкого ремонта квартир, домов, офисов, ресторанов. Вместе с ним мы красим, штукатурим, устанавливаем фанерные стены, делаем стойки баров, окна, двери. Он командир, я подмастерье. В мои функции входит залезть повыше, сделать работу погрязнее, таскать тяжести, выбрасывать мусор, подавать инструменты. Обычно Чесли работает один, но в этом сезоне у него много заказов, вот и решил нанять помощника.
     Живет Чесли то в Канаде, то в США, то в Никарагуа, но с тех пор, как женился, живет в основном здесь. Утверждает, что в юности сражался в партизанском отряде сандинистов, - врет, наверно. Он вообще беспрерывно хвастается и рассказывает о себе вещи, иногда исключающие друг друга. Если ему верить, то в его предках - португальцы, шотландцы и Африка. Последнее несомненно, потому что мой начальник Чесли - негр.
     Чесли - патриот США, и Канада его устраивает лишь по мере сходства с южным соседом. Думаю, если бы не жена, он не жил бы здесь вообще. Но жена работает учительницей, а это в социалистической Канаде одна из самых престижных и денежных профессий. Чесли часто бывает в Америке, благо ехать недалеко, у него там друзья, любовницы, родственники, иногда он там шабашит.
     В американизме Чесли нет преклонения. Чесли с Америкой на равных, на "ты". Он там жил. Он там работал. Он убедился в том, что данный тип общества в наибольшей степени соответствует его требованиям, в наибольшей степени "сделан под него", Чесли. Ну а поскольку он - парень хоть куда, то для него очевидно: каждый нормальный человек может обрести нормальную жизнь только в Америке. В крайнем случае, в Канаде или в Никарагуа. Американца Хемингуэя носило по всему белу свету, а вот Чесли не понимает, почему все достойные люди - до сих пор не в Штатах.
     В заявлениях Чесли об Америке и о собственной принадлежности к ней нет ни капли декларативности и понта, с которым он говорит почти обо всем. Он действительно американец, даже кровями. Этнический шурум-бурум с ярко выраженной негритянской доминантой - это очень по-американски, и Чесли еще потягается с белым Рэмбо в праве представлять его страну на плакатах, развешанных по всему миру.
     Я не могу назвать этого человека законченным черным расистом, он пытается казаться умным, независимым, но это у него плохо получается. Канада по своей расовой структуре - страна бело-желто-коричневая. Черный до синевы Чесли ощущает себя здесь меньшинством и психует.
     Мне это непонятно. Принадлежишь к меньшинству, ну и что? Православных здесь тоже немного, я же не чувствую себя из-за этого, как на сковородке. Но то я. А негры просто "свихнуты" на теме расы, это видно хотя бы из негритянских ток-шоу, которыми здесь перегружен эфир.
     Чесли является внимательным и благодарным зрителем всех этих вещей. Вообще, мой босс - большой жлоб. Местный жлоб много хвастается, разговаривает с тобой исключительно покровительственным тоном. О чем бы не заходила речь, такой человек все сведет к тому, какой он крутой парень, и вообще, ты держись за меня, слушай меня, делай как я, и выше голову! - со мной не пропадешь, хей-мэн...
     Это хей-мэн - тоже обязательно для здешнего жлоба, так он обращается к людям. Я подыскал стопроцентный аналог этому слову в русском языке, по-русски хей-мэн означает "чувак", обращение, которое выдает серьезную дегенеративность обращающегося. У Чесли хей-мэн - через слово, он вообще другого обращения не знает, женщину видит - ей тоже: здраствуйте! Как поживаете, хей-мэээн... Хотя "мэн" - это при всем желании не женщина.
     Он все время хочет поддеть меня. Мне надоели плоские шутки по поводу коммунистов, водки, КГБ, белых людей. Негритос хренов.
     А какой жадный, как "ведется" за каждый доллар зарплаты!
     Вот сегодня, например, закончили работу без пятнадцати семь. Смотрит на часы, делает заметку в блокноте, поворачивается ко мне:
     - Ты сегодня работал шесть часов.
     Я работал не шесть, а семь часов, но мне не так жалко семи долларов, которые ты хочешь зажать, засунь их в свою черную ж... Просто надоело, что каждый раз повторяется одна и та же история. И ведь как человеку не противно? Бахвалился, что за ремонт получит то ли три, то ли пять тысяч, за неделю нашей общей работы. Ниггер...
     - Чесли, что за fuck! Я работал с двенадцати, время - семь!..
     - Посмотри на свои часы, хей-мэээн! Семи еще нет, мэээн!
     Пошел ты... По тебе гетто плачет, мой босс. А куда подальше его не пошлешь: безработица…
     
ДЕНЬ ПОБЕДЫ НА САН-КАТРИН
     
     Месяцы работы на Чесли пролетели, как дурной сон, поиски нового трудоустройства пока безуспешны. Но с голода здесь умереть не дадут, потому что существует welfarе, денежное пособие для тех, кто либо не может, либо не хочет работать. Это слово - вэлфэр - я еще в России знал, вычитал у Лимонова.
     Вэлфэр - не самый плохой ат
     рибут здешнего социализма. В ряде ситуаций для огромного количества людей он остается единственным выходом. На момент моего социального грехопадения безработица в Канаде составила 14 процентов.
     Вэлфэр - это готовность общества раскошелиться и взять на себя расходы части сограждан, дабы последние не превращались в бомжей, нищих, не пухли с голода и не искали заработков на большой дороге. Вэлфэр - это коммунизм: ты не работаешь, а тебя кормят. Наличие вэлфэр-системы в социальной структуре как бы шлет сообщение каждому из членов общества: в жизни всякое бывает, каждый может потерять работу, но ты не волнуйся, тебя не бросят.
     Что можно себе позволить на вэлфэр? Не так уж много. Плата за квартирную ренту (если живешь в дорогом доме, заставят переехать в более дешевый), питание по необходимому минимуму. Если врач выписывает лекарство, его оплатят, нужно вырвать зуб - оплатят и это. И все.
     К концу месяца не остается ни цента, начинаешь стрелять у знакомых, потом отдаешь, - отдаешь, чтобы снова занимать. Вэлфэр - это стиль жизни. Встаешь поздно, идешь в магазин, возвращаешься, падаешь на диван, смотришь телевизор, звонишь по телефону, снова диван, телефон, телевизор, на всех пятидесяти каналах невыносимая скучища и ерунда. Ранние зимние сумерки, долгие вечера...
     Сев на вэлфэр, автоматически становишься клиентом благотворительных контор. Глядишь, подкинут пачку вермишели и консервы... За одеждой добро пожаловать в магазин Армии Спасения, там продаются ношеные вещи и всегда стоит сильный запах нафталина. Можно бесплатно пообедать в спецстоловой.
     Во всех этих заведениях клиенты делятся на две категории. Первые - алкаши, психи, наркоманы и профессиональные халявщики. Вторые - иммигранты, неудачники, временно не работающие. У некоторых это "временно" затянулось на годы. Хотите - верьте, хотите - нет, но вэлфэрщиков узнаешь. Узнаешь в магазинах, в автобусах, на улице. И не в одежде здесь дело, канадцы вообще одеваются скромно и незатейливо, даже состоятельные. Дело в чем-то другом... На лице каждого из этих людей лежит печать того образа жизни, который он (она) ведет. Печать тоски и вэлфэра. Судя по всему, именно так сейчас выгляжу и я.
     
     Как-то на майские праздники я махнул в Монреаль - навестить Ирку, старую московскую знакомую, заодно и парад посмотреть.
     Мы сидим с Иркой на открытом балконе трехэтажного дома на улице Жанны Д'Арк, в тихом, зеленом районе. До самого горизонта тянутся двух-трехэтажные домики, трудно поверить, что в таком городе могут быть небоскребы и метро.
     Иркин супруг сегодня работает в ночную смену, а мы сидим под звездами, пьем вермут и слушаем кассету, которую я привез Ирке. На кассете "Зоопарк", группа, которая ей очень нравилась в студенчестве.
     - Хорошо, что ты приехал. Сто лет так не сидела. Раньше с мужем так общались, а как началась учеба, работа, так почти и не видимся. Оба пашем, как лошади. Хотя, конечно, чего уж жаловаться. В отпуск в Париж съездили...
     Жидкость в бутылке тает на глазах.
     - Ирк, надо это... У вас же в Монреале есть ночные магазины. Пошли, еще пузырь возьмем.
     Смотрит на меня с каким-то ужасом, будто я ей банк ограбить предложил. Потом резко вскакивает со стула, в глазах огонь:
     - Пошли!!!
     По дороге все же ругает себя за безрассудство:
     - Совсем с ума сошла... Все из-за тебя!
     - Ты забыла, как в Москве к таксистам по ночам за выпивкой бегали?
     - То в Москве! Здесь никто так не живет, ты это не хуже меня знаешь. Завтра носом клевать буду весь день. С утра учеба, вечером на кассе стоять, а я тут пью с тобой, дура старая!
     Она права, здесь действительно никто так не живет. Жизнь человека Нового Света, заботящегося о карьере, расписана по часам, по дням, по неделям и в оптимальном варианте программируется на годы вперед. До пенсии.
     Русские тоже умеют работать, доказательством тому великая страна, которую мы построили, и которая сейчас тяжело больна, культура, которой мы украсили цивилизацию, открытия, совершенные русским гением. Мы не настолько пунктуальны и педантичны в труде как они, наша жизнь и карьера не подчинены такому железному распорядку, однако работать и мы умеем. Но у нормального русского, каким бы трудоголиком и профи он не был, всегда найдется время посидеть до позднего часа с друзьями, поговорить по душам.
     Здешний порядок жизни таких вольностей не предусматривает. Ночью надо спать. Спать хорошо, чтобы днем хорошо работать.
     Для того, чтобы не вливаться в ряды неудачников, бомжей, хронических бедняков, здешний человек вынужден исключить из своей жизни некоторые вещи, которые, по-моему, важны и нужны, и которые, к счастью, существуют в жизни русской.
     Например, в жизни моей и в жизни Ирки сегодня. Сейчас мы купим еще бутылку, сядем под звезды, будем пить вермут, слушать русский рок-н-ролл и говорить за жизнь. И пусть сонный сосед крутит пальцем у виска и ворчит по поводу "загадочной русской души". Уж какая есть, нам при пересечении границы другой не выдали.
     
     6 мая Канада отмечает День Победы. Для тех немногочисленых канадцев, которые воевали во Второй мировой войне, она закончилась 6 мая, на трое суток раньше, чем для моего народа. В Канаде этот праздник сокращенно называется V.E. Day - День Победы в Европе.
     По центральной улице Монреаля Сан-Катрин проходят колонны стариков в военной форме, они несут флаги Канады и Квебека, несут боевые знамена частей и подразделений, в которых служили. Впереди военный оркестр - волынки и барабаны. Вдоль дороги на тротуарах стоят люди, много людей. Они бросают ветеранам цветы, приветствуют, поздравляют по-французски и по-английски, жмут старикам руки. Многие привели с собой детей.
     Проходя мимо, со мной встретился глазами старик-азиат с медалями, низкорослый, широкоплечий, морщинистый, судя по лицу - филиппинец. Жму его сухую, крепкую руку. Если бы он знал, что я русский, то возможно, ему захотелось бы со мной поговорить. Я поздравил бы его и сказал, что оба моих деда были солдатами той войны, которая началась для них на три года раньше, а закончилась на три дня позже, чем для него. И что оба, как и он, вернулись живыми.
Станислав Варыханов

Газета "Завтра" №2 05-01-2002


Из отзывов на статью на сайте газеты "ЗАВТРА":


13/01/03 10:04:33 - Катя: Владимиру из Торонто и всем...

По сути правы все и не прав никто. Потому что каждый судит только со своей личной "кочки", с собственным опытом за плечами. И вот вам еще одна - моя персональная "кочка".
Я живу и работаю в Силиконой долине. Скоро девять лет. С российским паспортом и "зеленой картой". Гражданство американское решили всей семьей не принимать после событий в Югославии. Прежде чем найти работу на 120 тыс. в год. мы с мужем на пару 1) разносили рекламу 2) работали в такси 3) вели уроки в детских садах и школах 4) работали в русскоязычных газетах... и еще много чего делали. Последние пять лет в нашей семье нет материальных проблем. Но, увы, от этого ни Америка нам , ни мы ей не стали ближе. Все здесь навсегда останется ЧУЖИМ. И прежде всего абсолютная зацикленность этого мира на материальном. Нормальному советскому человеку с образованием и какими-то духовными запросами терпеть эту яркую пустоту невыносимо. И вот мы честно каждый год решаем: куда будем возвращаться? В Москву - неохота, столица давно стала криминальным подобием западного мира. В глубинке придется заводить корову и хозяйство - иначе не прожить. А мы с мужем как люди абсолютно городские не представляем, как это самое хозяйство можно вести... Что остается - заработать на западе побольше денег и вернуться в Россию к пенсии? Так тоже стыдно: могли бы сейчас своей стране какую-то пользу принести... И вот ждем очередного лета, чтобы поехать посмотреть:не найдется ли место на родине, где были бы нужны наши головы, руки и опыт, приобретенный на западе. Скорее всего опять ничего не найдем. Потому что объективная причина отъезда сотен тысяч таких как мы: наша ненужность стране, давшей нам образование ( на благо загнивающего запада) и не нашедшей применения этому самому образованию. Власть своей политикой продолжает удерживать нас на западе, потому что возврат в Россию квалифицированных специалистов, патриотически настроенных порядочных людей, знающих цену западным "идеалам", может поменять расклад политческих сил, и попросту скинет всю эту погань с шеи народа. По-моему, нас просто боятся в России - и всеми силами "удерживают" подальше от Родины. Так спокойнее можно оболванить тех, кто пока верит в "демократию" и будет голосовать за Путина и его приспешников.


12/01/03 01:10:05 - Капитан: Оппонентам по статье Варыханов

Дорогие товарищи вы поймите правильно, что очень тяжело дискуссировать с людьми которые ни когда не были эмигрантами и не жили здесь как все.
Когда я был в России, то сколько бы не рассказывал о жизни здесь, люди не верят потому что ваши СМИ пропагандируют голливудскую сказку,которая очень и очень далека от действительности, что коренные америкосы и канадосы просто бы рассмеялись от глупости которой вас пичкают, не говоря уж об нас русских эмигрантах. Я знаю что вы все переводите на свои цены,узнавая сколько мы здесь зарабатываем, не представляя стоимости жизни здесь и считая нас всех миллионерами. Вы скорее всего питаете иллюзии ,что у вас есть будущее если вы достигнете уровня Америки или стран Европы, мы прожив здесь по многу лет пытаемся вам сказать что здесь нет будущего и эта не та цель к которой надо стремиться. Вы конечно думаете что вот смылись эти, а мы в говне, а эти гниды еще и плачут, ни кто не плачет и поверьте не сидят здесь на вэлфоре просто люди не умнее вас ,а имеют больше опыта жизни чем вы и могут сравнивать разные страны и разный социальный строй. И мы убежденнее вас потому что убедились, что капитализм это полное фуфло и он идет к полному краху.



Hosted by uCoz