Русские всех стран, соединяйтесь!

Воззвание российской ассоциации "Мир через Культуру".


Валентин Сидоров

Р У С С К И Й П У Т Ь

Дорогие друзья!

С Вашего позволения я зачитаю текст программного документа Российской Ассоциации "Мир через Культуру". Она учреждена совсем недавно: 4 июля этого года в городе Воронеже.

И так - "Воззвание Российской Ассоциации "Мир через Культуру".

Мы четко осознаем, что разбушевавшаяся темная стихия угрожает уничтожить русскую духовность, без которой Россия останется таковой лишь по названию. Поставлен под вопрос духовно-исторический смысл бытия России, ее будущего, ее космической миссии, которая, по убеждению святителей наших, состоит в том, что России предназначено стать страной воплотившегося Духа Святого. Во имя этой цели и был вызван русский народ на арену исторического существования. Вот почему, как пароль, звучало и звучит для русских людей словосочетание: "Русь Святая".

Для выхода из кризиса, необычного по характеру и масштабам, требуются необычные меры. Мы провозглашаем примат духовности над политикой. Но это не означает, что мы устраняемся от участия в общественно-политической жизни. Мы лишь считаем, что здесь должны быть решительно смещены и расставлены по иному акценты. По нашему мнению, и политика, и экономика отныне должны быть напрямую подчинены задачам духовной стратегии. Нравственность, декларируемая, но как правило, не соблюдаемая, должна стать осязаемым, реальным и даже ведущим фактором в политических, социальных, экономических процессах.

В дни величайшего за всю историю России испытания мы предлагаем следующую программу действий.

1. Русские всех стран, соединяйтесь!

С этим призывом мы обращаемся к исстрадавшимся и изверившимся людям как в нашей стране, так и за рубежом. Нет нужды объяснять, что принадлежность к русскому народу определяется не биологическим составом крови /такое в принципе исключено для русского миропонимания/. Поэтому лозунг - "Русские всех стран, соединяйтесь!" - обращен не к русским по крови, а к русским по духу.

2. Для нас не существуют границы, разделившие в последнее время русских людей в результате политических потрясений. Мы считаем, что русские люди, не по своей воле оказавшиеся за рубежом, должны получить статус гражданина России. На наш взгляд, в государствах, сопредельных с Россией, в странах компактного проживания русских, двойное гражданство должно стать юридической правовой нормой. Во всех случаях российское государство должно взять на себя обязательство быть гарантом жизни, чести и достоинства русских людей, где бы они ни находились.

3. Приоритетом внешней политики России должен стать полномасштабный союз с Индией. Неизбежность и необходимость такого союза диктуется не только уникальным характером наших отношений /"А между Россией и Индией никогда никаких обид не было", - писал Николай Константинович Рерих/, но и тем обстоятельством, что Россия и Индия - великие духовные державы, взаимно тяготеющие друг к другу. Их совместный духовный потенциал мог бы послужить противовесом тотальному наступлению бездуховности, бездумному потребительству, низкопробной массовой культуре, т.е. всему тому, что принято называть американизацией общества. И самое главное: союз России и Индии, согласно пророческому предвидению Рериха, должен ознаменовать собой начало эры духовного обновления человечества.

4. Мы исходим из того, что кардинальный вопрос о земле, о праве собственности на землю относится не к политической, не к экономической, а исключительно к духовно-нравственной сфере. Речь не идет о том, быть или не быть человеку владельцем участка земли, арендовать его, передавать по наследству. Речь идет о том, что земля не может быть предметом купли - продажи, объектом финансовых, мошеннических спекуляций, ибо, как в старину говорилось, земля - Божья, земля - священна. Мы разделяем мысль Льва Николаевича Толстого о том, что частная собственность на землю безнравственна, что именно в этом коренится источник всех несправедливостей и бед человеческих. Поэтому мы являемся принципиальными противниками частной собственности на землю, выступаем против закона о частной собственности на землю, а если такой закон будет принят, будем бороться за отмену его.

5. Мы не собираемся отказываться от идей социальной справедливости, провозглашенных в советский период нашей истории. Не отказываемся потому, что идеи эти принадлежат не вождям Октябрьской революции, а духовным вождям человечества и прежде всего - Будде, и прежде всего - Христу. Абсурдно перечеркивать великие идеи лишь из-за того, что они кем-то искажены и деформированы. Духовные идеи, каковыми являются и идеи социальной справедливости, достигаются не политическими средствами, не на путях насилия над свободной волей человека. Они достигаются в процессе духовной революции, на путях добровольного /а не принудительного/ внутреннего преображения человека. За торжество духовной революции мы обязаны бороться и будем бороться.

6. В основу наших действий мы кладем принцип ненасилия. Этот принцип универсален, однако не надо забывать, что пути воплощения его в жизнь разнообразны и зависят от той или иной конкретной ситуации, от психологического склада того или иного народа. Применительно к российским условиям, на наш взгляд, он наилучшим образом сформулирован Преподобным Сергием: "Пока не исчерпал средств к миру - не воюй". Тем самым утверждается, что в любом, даже жесточайшем противостоянии война не является неизбежностью. Она - не правило. Она - исключение из правила.

Следуя завету Святого Сергия, мы в подавляющем большинстве случаев избегаем прямых столкновений. Ведь арсенал мирных ненасильственных средств практически неисчерпаем.

7. Мы - сторонники компромисса, но компромисса продуманного и тщательно контролируемого. Мы считаем, что границы этого компромисса четко очерчены Иисусом Христом: "Богу - Богово, кесарю - кесарево". Но Иисус Христос четко проводит демаркационную линию, нарушение которой означает конец компромисса. Мирное сосуществование прекращается в тот момент, когда торгаши вторгаются в храм. Тогда мы обязаны превращаться в воинов и, следуя примеру Божественного Учителя, изгонять торгашей из храма.

8. Нас в высшей степени беспокоит то обстоятельство, что в распоряжении государственных властных структур ныне находятся глобальные средства разрушения и уничтожения, а также глобальные средства воздействия на психику людей /в первую очередь электронные/. Учитывая глобальную опасность в случае неправильного или неквалифицированного использования этих средств, мы считаем, что политического и юридического контроля над властными государственными структурами ныне недостаточно. Необходим еще контроль со стороны духовных сил. Поэтому выступаем с предложением образовать международный этический комитет, в состав которого вошли бы авторитетные религиозные и духовные деятели. Этот комитет, опираясь на нравственный закон и Божественные установки, мог бы решительным образом упреждать и останавливать угрожающие существованию людей процессы.

Такова наша программа. Таковы наши цели.

Вновь и вновь призываем людей подняться духом над расхождениями и разногласиями, порождаемыми теми или иными взглядами /политическими и религиозными/, теми или иными предрассудками /политическими или религиозными/. Сейчас не до этого. Сейчас надобно сосредоточиться на одном-единственном, что олицетворяется понятием "Русь Святая".

Да станет Россия страной Духа Утешителя, страной Духа Святого! Да спасет тем самым себя и планету нашу!

Русские всех стран, соединяйтесь!

Собственно, в этом манифесте самое главное уже сказано. Мое выступление - это комментарии к тексту манифеста, дабы в какой-то мере упредить неизбежные вопросы, дабы прояснить как можно четче наши позиции.

1. Прежде всего о лозунге "Русские всех стран, соединяйтесь!".

В НАЧАЛО

Мы не замечаем /или замечаем, но не придаем этому должного значения/, что из нашего обихода, в том числе и политического, уходит слово "русские". Парадоксально, но факт: на русской территории, освоенной молитвами и трудами наших предков, в стране, говорящей на русском языке, в магнитном поле великой русской культуры мы избегаем произносить слово "русские". Оно стало как бы одиозным и потому звучит то уклончивое "россияне", то оскорбительно-презрительное "русскоязычные".

Думается, настала пора положить конец этому унижению, а в ряде случаев добровольному самоунижению, рожденному под гипнотическим воздействием враждебных духу русскому средств массовой информации. Настала пора восстановить в правах гражданства полузапретный в нынешнее время термин: "русские".

Хотелось бы обратить внимание на то, о чем предпочитают забывать духовные и политические противники отечества нашего, на соборное звучание, на соборную значимость самого слова "русские". Это прилагательное прилагается не только собственно к русским. Напомню, что до революции русскими считались и великороссы, и малороссы /т.е. украинцы/, и белорусы. Это означало, что термин выполнял объединяющие функции: высвечивалась и подчеркивалась корневая основа трех славянских народов. По существу усилия противников были направлены главным образом на то, чтоб разрушить и уничтожить духовное и кровное триединство наше. Гитлер прямо и недвусмысленно заявлял: "Мы тогда победим Россию, когда украинцы и белорусы поверят, что они не русские".

"Сколько нас нерусских у России, и татарских и иных кровей" - писал в свое время поэт Михаил Львов. И действительно: сколько нерусских по крови - немцы, датчане, голландцы, англичане, грузины, армяне, татары, евреи - считали себя и воистину были русскими по духу. И нередко случалось, что они отстаивали величие России с большей твердостью и самоотверженностью, чем русские по рождению.

Но если принадлежность к русскому народу /а точнее: к русской духовной цивилизации/ нельзя мерить составом крови, то тем более нельзя ее ставить в зависимость от идеологии, политической и религиозной. Говорю об этом потому, что такая тенденция, к сожалению, обозначилась в материалах одного из недавних российских форумов. С удивлением я прочитал, что инородец может считаться русским, но при неприменном условии принятия православной веры. Если следовать букве данного документа , то любой русский, исповедующий другую веру /предположим, католическую, протестантскую/ или являющийся атеистом, как бы автоматически выпадает из рядов русской нации. На мой взгляд, это не что иное, как тот же большевизм, но круто замешанный на церковных дрожжах. Не удивлюсь, если окажется, что документ своим возникновением обязан влиянию бывших воинствующих безбожников, ныне срочно трансформировавшихся в воинствующих ревнителей веры Христовой.

Не знаю, как вы, но я, признаюсь, просто теряюсь перед открытым, вызывающим, прямо-таки тотальным цинизмом людей, которых принято называть перевертышами. Вместо того, чтобы посыпать свою голову пеплом, денно и нощно каясь в содеянном, они громче других зовут к покаянию всех, кроме себя, а сами, сделав крутой поворот на сто восемьдесят градусов, с прежним пылом и рвением готовы вести народ, но теперь уже не в светлое будущее, а в светлое прошлое. Впрочем, лжекоммунистам, очевидно, не составляло особого труда превратиться в лжедемократов. Вряд ли они понимают, что не их противники, не "красно-коричневые", а они сами, попирая элементарные устои нравственности и порядочности, нанесли сокрушительный - если не смертельный - удар демократии в нашей стране.

Боюсь, что недалеко от них ушли и вчерашние атеисты, ныне неумело, но истово и подобострастно осеняющие себя крестными знамениями. Глядя на них, так и хочется воскликнуть, предостерегая православных иерархов наших: не верьте им, пожалуйста! Они скомпрометируют дело церкви Христовой так же, как уже скомпрометировали процесс демократических преобразований в нашей стране.

В конечном счете быть русским, по мнению одного из наших писателей - провидцев, это - состояние души. Главная же характеристика этого состояния - всемирная отзывчивость. А она, подкрепленная поступками и делами, превращает земного человека в космического или всечеловека, по выражению Достоевского.

Но как явствует из истории, ничто, пожалуй, не имело столько неприятных последствий для России, как ее всемирная отзывчивость. Вместо благодарности - хула; спасенные ею от гибели объединились с врагами, дабы выступить против своих же спасителей. Но, собственно, по-иному и быть не могло. В искривленном мире, каким является наш мир, действует искривленный закон: ни одно доброе дело здесь не остается безнаказанным. И сетовать по этому поводу не следует. Если ты творишь добро,ожидая награды за это - ты поступаешь по-земному. Но если ты творишь добро, не ожидая награды за это, а наоборот, наверняка зная, что получишь в ответ неблагодарность и поношение - ты поступаешь по-Божески.В этом смысле Россия являет собой уникальный пример, ибо, преодолевая сопротивление земного материала, она утверждала и продолжает утверждать небесный завет на нашей грешной земле. И русский остается русским лишь до тех пор, пока в нем живет чувство всемирной отзывчивости.

Вот почему лозунг "Русские всех стран, соединяйтесь!" несет в себе, если хотите, духовно-космический подтекст. Вот почему с течением времени - уверен - к нему будут присоединяться не только русские, не только нерусские, говорящие на русском языке, но и те, кто не говорит по русски, но понимает духовный язык русского народа.

В наши дни развала и смуты, неслыханного унижения русского народа не принято говорить о космической миссии России. Нас приучают - и, увы, не безуспешно - стесняться собственной истории.

Между тем тысячелетнее существование Руси и России наглядным образом высветило сокровенный смысл ее исторического бытия - "быть гарантом хрупкого и относительного равновесия планеты". Мне уже приходилось писать о том, что "в решающие моменты истории эта ответственная миссия ее выявлялась с особой силой. Так, в годы монгольского нашествия она, приняв на себя удар Золотой Орды, не дала поглотить Запад Востоку. Так в эпоху блистательных завоеваний Наполеона она, остановив движение французских полчищ, не дала Западу поглотить Восток".

Историю человечества - по счастью, ныне мы начинаем осознавать это - надо мерить не только земными, но и космическими мерками. Лишь тогда мы поймем вселенский масштаб битвы сил Света и тьмы, Добра и зла. В ХХ веке накал этой битвы достиг крайней степени. Стало ясным, что темные готовы на все, даже на физическое истребление человечества, лишь бы не допустить дальнейшего существования планеты с ее уже накопленным и физически материализованным потенциалом Добра и Света. По существу целью первой и второй войны было лишить людей их космической опоры, т.е. России. Хаос, в который должна была быть втянута Россия, неминуемо увлек бы за собой в бездну весь род человеческий. Как известно, попытки эти не увенчались успехом. Ныне мы являемся свидетелями третьей - и надо полагать, решающей - попытки наконец-то уничтожить духовный континент, именуемый Россией.

Фантастически - парадоксальной особенностью этой попытки является то, что осуществляется она нашими собственными руками. После поражения в Сталинграде бывший советник немецкого посла в России Ханс фон Хорват сделал вывод: "Русских могут победить только русские". Как будто подталкиваемые кем-то, ныне мы действуем именно по этому сценарию.

Однако, согласитесь, что в здравом рассудке никто не пойдет на самоубийственную акцию. Такое возможно лишь в состоянии психического внушения или одержимости, при которой начисто исчезает инстинкт самосохранения. К сожалению, ныне явственно обозначились все признаки патологической болезни, или, точнее, эпидемии, ибо она обретает массовый характер. Невооруженным взглядом видно, что происходят кардинальные изменения в психике. Люди начинают воспринимать как должное мир с перевернутыми ценностями, где плюсы и минусы меняются местами, где светлое объявляется темным, а темное - светлым. Люди начинают верить, что герои, отдавшие жизнь за Родину, достойны глумления, а предатели Родины - шпионы и перебежчики - и есть истинные герои, что стяжательство прекрасно, а бескорыстие уродливо, что порнография должна стать предметом восхищения, а чистота и любовь предметом осмеяния. Словом, люди, до конца не осознавая происходящее с ними, начинают жить по дьявольским заповедям. Кстати из христианских источников хорошо известно, что одержимость является неопровержимым свидетельством непосредственного присутствия среди нас сатанинских сил. Есть убийство страшнее физического: убийство психическое /когда исчезает личность как таковая/, убийство духовное.

В полной мере мы должны уяснить для себя два факта: то, что темные силы и борьба с ними - не выдумка, а реальность, суровая реальность наших дней, а также то, что ныне темные силы перешли в наступление по всему фронту, ибо они захватили стратегические важные позиции в политике и экономике; практически в их распоряжении находятся рычаги массированного воздействия на сознание людей, т.е. средства массовой информации.

Психические атаки на русский дух и Россию идут по двум главным направлениям.

Во-первых, русскому народу пытаются привить глобальный комплекс неполноценности. Всеми мыслимыми и немыслимыми способами его пригибают к земле, дабы не поднял он голову к небу, дабы не вспомнил о небесной миссии своей, а если бы и вспомнил, то счел бы себя недостойным ее. И в самом деле: разве совместима с образом народа-богоносца нынешняя ситуация, превратившая его в жалкого попрошайку? И это при наличии несметных природных богатств и гималайской высоты его интеллектуальной и духовной культуры.

Во-вторых, бесконечной чередой провокаций народ пытаются подтолкнуть на ответные насильственные действия, дабы ввергнуть в кровавый хаос нашу страну, а вместе с ней и все человечество.

Угроза почти неотвратимой апокалипсической катастрофы нависла над нами. Есть ли выход из нынешнего на первый взгляд безнадежного положения? Есть. Его подсказывают уроки нашей истории. Что спасало нас в годы, грозящие Апокалипсисом - вспомним золотоордынское владычество, Смутное время? Нас спасали молитвенный экстаз и духовный порыв объединившегося перед лицом смертельной опасности народа. В критические моменты своего бытия Русь Святая как бы напрямую обращалась за помощью и поддержкой к Духу Утешителю, Духу Святому. Не случайно Преподобного Сергия, духовного вождя и водителя русского народа, называли и называют Параклетом России /т.е. Утешителем России/.

Как бы ни было нам тяжело, мы должны найти в себе силы выпрямиться и устремить свой взор на небо. Может быть, именно сейчас, когда судьба планеты воистину висит на волоске, мы должны четко осознать, что у нас нет такого права уклоняться от выполнения космической миссии своей. Елена Ивановна Рерих говорила: "Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира". Поэтому, спасая Россию, мы спасаем весь мир. Сама жизнь настоятельно требует сознательного и целеустремленного объединения людей, составляющих духовное ядро современной цивилизации. Русские по духу могут и должны начать процесс объединения этого.

Трогательно-мистическая вера сербов в спасительную миссию русского народа нашла отражение в их поговорке: "На небе Христос, на земле Россия". Если нам так верят, не дай Бог нам обмануть ожидания и надежды эти! В конечном итоге ради всех людей на земле пошла Россия на крестные муки распятия в нынешнем веке. И значит воскресение ее будет свершаться не для себя, а для всех.

И последнее о лозунге "Русские всех стран, соединяйтесь!". Нетрудно заметить, что он является перефразировкой девиза, знакомого еще по "Коммунистическому Манифесту": "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Мы пошли - сознательно пошли - на такой шаг еще и потому, что при нынешнем развитии событий слово "русский" в скором времени может стать синонимом слова "пролетарий". Посмотрите, что творят с русскими людьми, во всяком случае с их подавляющим большинством. Их лишают собственности /отобрали денежные накопления, ликвидировали принадлежащие им права на бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание/; лишают Отечества, лишают истории; лишают надежд на будущее /откуда им взяться, если смертность превысила рождаемость и, следовательно, находится под угрозой само физическое выживание нации/. Все это означает, что мы с вами стремительно превращаемся в людей, которым действительно вскоре нечего будет больше терять. Разве это не делает правомерным и актуальным лозунг "Русские всех стран, соединяйтесь!"?

2. О непризнании границ, разделяющих русских людей.

В НАЧАЛО

Здесь должна быть совершенно четкой и недвусмысленной позиция официального руководства России. Защита русского народа на всей территории бывшего Советского Союза должна стать обязательной и приоритетной задачей правительства. Если же оно не будет выполнять этой задачи или под любыми предлогами, пусть самым благовидными, уклоняться от нее - значит оно антирусское и антинародное. И значит надо сделать все, чтоб оно было смещено.

3. Союз России и Индии.

В НАЧАЛО

Он жизненно необходим как России, так и Индии. Но само собой разумеется, что сближение с Индией не отменяет, а дополняет политику сближения с бывшими республиками Советского Союза, а также славянскими странами, для которых мы были и невзирая ни на что остаемся неким магнитом. Стратегический характер имеет идея немецко-русского альянса, о которой нынче ведутся разговоры, подчас на достаточно серьезном уровне. Но, к сожалению, реальных предпосылок для этого нет, поскольку Германия находится в зоне американского влияния и пока не располагает возможностью самостоятельно распоряжаться своей политической судьбой.

Иное дело - Индия. Прежде всего она - наш естественный геополитический союзник. В практике международных отношений Индия и Россия являют собой неповторимое чудо: на протяжении веков никаких конфликтов, никаких противоречий, никаких столкновений интересов, а лишь инстинктивно - глубинная тяга друг к другу. Причины взаимного тяготения Николай Константинович Рерих объяснял духовным родством. Он писал: "именно русские народы и народы Индии далеки от шовинизма. В этом их сила".

Корни славянской. а значит и русской, культуры, согласно исследованиям авторитетнейших ученых мира - в предгорьях Гималаев. Не даром русский язык гораздо ближе к древнему языку Индии санскриту, нежели современные индийские языки - хинди, урду, бенгали. Поэтому наше движение к Индии - это движение к собственным истокам. Не следует также забывать, что на сегодняшний день Индия является, быть может, самой древней из всех земных цивилизаций, в то время как русская цивилизация по историческим меркам находится в отроческом возрасте: ей всего лишь тысяча с небольшим лет. Гармоничное сочетание древней мудрости с творческой энергией исторически молодого народа может дать поразительные, если не фантастические, результаты. Так во всяком случае полагали величайшие умы России и Индии. Свами Вивекананда, живший на стыке ХIХ и ХХ столетия /он умер в 19O2 году/ говорил: "Россия станет лидером и поведет за собой весь мир, но путь ей укажет Индия".

Тот же Вивекананда обращался к своим соотечественникам /вспомним, что Индия в то время была страной, порабощенной английскими колонизаторами/ с огненным призывом, который, как мне представляется, звучит актуально и применительно к нынешним российским условиям.

"Вы, считающие себя патриотами, вы, считающие себя реформаторами, чувствуете ли вы биение вашего сердца, что миллионы потомков богов и мудрецов стали близки к скотам, что миллионы сейчас умирают с голода, что миллионы умирают в течение веков? Чувствуете ли вы, что невежество простирается над страной, как темная туча? Переворачивает ли вас это? Теряете ли вы от этого сон? Чувствуете ли вы себя от этого на грани безумия? Забыли ли вы от этого ваше имя, ваше звание, вашу жену, ваше достояние, ваших детей, само ваше тело, охваченное этой единственной мыслью о нищете и гибели?.. Вот первый шаг, чтобы стать патриотом".

И еще одно высказывание Вивекананды, в котором выражен символ его веры. "Пока хоть одна собака в моей стране будет оставаться голодной, вся моя религия будет в том, чтоб накормить ее".

На мой взгляд, вот эти слова Вивекананды, вот этот символ веры Вивекананды могли бы стать прекрасной платформой для объединенных усилий всех российских политических партий и общественных движений, решивших на деле доказать, что они служат не эгоистическим интересам той или иной группы людей, а действительно живут судьбой народа.

4. О частной собственности на землю.

В НАЧАЛО

Отмену частной собственности на землю принято считать чисто большевистской акцией. А все, что от большевиков, разумеется, плохо. Но почему-то сбрасывается со счета, что у большевиков были весьма уважаемые и авторитетные предшественники, которых при всем желании невозможно числить по марксистскому ведомству: например, древнегреческий философ Платон. Сейчас любят потрясать пространство /в том числе и эфирное/ высокопарными словами о возрождении России, ее традиций, ее духовности. Спрашивается: почему же радетели за возрождение России столь решительно игнорируют аргументы такого несомненного выразителя русского духа /в особенности крестьянского/, как
Лев Николаевич Толстой? А он утверждал следующее:

"Владение землей, как собственностью, есть одно из самых противоестественных преступлений. Отвратительность этого преступления незаметна нам только потому, что в нашем мире оно признается правом".

И еще.

"Собственность на землю по самому существу своему отличается от собственности на предметы, созданные трудом. Отнимите у народа деньги, товары, скот и ваш грабеж окончиться с вашим уходом. Но отнимите у народа землю, и ваш грабеж будет продолжаться вечно. Он будет новым грабежом для каждого ряда сменяющихся поколений".

Отсюда - категорический вывод. "Земля, как воздух и солнце - достояние всех и потому не может быть предметом чьей-то собственности".

К сожалению, общественное мнение обработано так сильно, что даже люди, внутренне соглашающиеся с Толстым, не решаются в открытую выступать против частной собственности на землю. Одни - из-за боязни прослыть коммунистами, другие - из прагматических соображений. По поводу данного пункта нашей программы мне неоднократно приходилось выслушивать сомнения: а не оттолкнет ли это предпринимателей, поголовно стоящих за принятие закона о частной собственности на землю? Я отвечал так: глупых предпринимателей оттолкнет. Ориентирующихся на Запад или по совместительству являющихся агентами зарубежных фирм и кампаний - тоже. А умных предпринимателей, а патриотически настроенных предпринимателей /их немного, но они все же есть/ - не оттолкнет. Дело в том, что судьба капитализма отнюдь не связана мертвым узлом с принципом частной собственности на землю. В Израиле, например, этот принцип отсутствует: там государственная собственность на землю. И что же? Мешает ли это развитию рыночных отношений в стране? Ни в коей мере.

Истина, как известно, конкретна и поэтому следует задать себе конкретный вопрос: кому, прежде всего, кому, главным образом в нынешней ситуации, выгоден закон, разрешающий куплю-продажу земли? Конечно, Западу, конечно, зарубежному капиталу. Наконец-то будут широко открыты ворота для невооруженной, но не менее опасной, чем вооруженная, интервенции. Русская земля будет не завоевана, а скуплена. Причем - учитывая катастрофически падающий курс рубля - будет скуплена по дешевке.

Такой эксперимент уже проводился. В двадцатые годы в Веймарской Германии. В условиях обвальной гиперинфляции /миллиарды марок стоил один доллар/ там буквально за гроши иностранный капитал /в основном американский/ скупал фабрики, предприятия, магазины. Тем самым была создана почва для фашизма в его национал-социалистической форме, который использовал в своих целях справедливое недовольство народа грабежом страны международными финансовыми гангстерами и проходимцами.

Судя по всему, тот же вариант предусматривается и для нас. Причем противник действует в данном случае беспроигрышно. Или мы смиримся с распродажей земли и добровольно примем свое порабощение. Или восстанем и тогда, как надеются "доброжелатели" наши, потонем в крови междоусобиц и конфликтов.

5. О советском периоде русской истории.

В НАЧАЛО

Несомненно, что на нынешнем переломном этапе наша дальнейшая судьба, может быть, целиком зависит от того, какая, наконец, восторжествует точка зрения на советский период времени? Сумеем ли мы должным образом вникнуть в духовный смысл этого периода и извлечь из него соответствующие уроки или нет?

Как известно, существует точка зрения, сводящаяся к тотальному отрицанию советской эпохи. Ее сторонники не усматривают никакого смысла в этой эпохе, а если и усматривают, то, конечно, только отрицательный. Естественно, что при таком подходе событиям происходит своеобразная рокировка времен, при которой целый кусок истории проваливается в черную дыру, объявляется несуществующим, а прошлое страны торжественно провозглашается ее будущим. Надо ли доказывать, что тотальное отрицание советского периода /равно как и тотальное его восхваление/ бесперспективно, ибо в сущности лишает народ исторических ориентиров, а также стимулов для исторического творчества.

Но есть и другая точка зрения. На мой взгляд, она наиболее точно и аргументированно изложена Николаем Константиновичем Рерихом и его духовными Учителями, которых на Востоке принято называть Махатмами. С гималайских высот они приветствовали Октябрьскую революцию, ибо видели в ней пролог к глобальной революции духа, призванной преобразить и спасти человечество. По их мнению, - поднимая со дна невежества и неграмотности людские массы, приобщая их к элитарным культурным ценностям и тем самым возвышая их дух, советская революция объективно создавала предпосылки для будущего духовного освобождения людей. К сожалению, в силу ряда обстоятельств пролог слишком затянулся и, как вы знаете, был скомкан и прерван. Однако это не означает, что он не удался в принципе. Ведь помимо зримых шли незримые внутренние процессы в обществе, которые, судя по всему, приобрели необратимый характер. Поэтому то, что происходит ныне в нашей стране, сторонники рериховской точки зрения воспринимают как временный эпизод, как неизбежное испытание духа перед его взлетом. Это зигзаг истории, который может притормозить, но не сможет остановить поступательного движения нашего. В конечном счете у нас нет иного выхода, как только идти вперед, но теперь уже с непременным и основательно осознанным учетом как позитивных, так и негативных последствий предшествовавшего опыта. Мы должны уподобить себя строителям тоннеля, которые наткнулись на глухую тупиковую стену. Если ее нельзя сломать или взорвать, то значит надо искать обходные пути, не теряя при этом цели заданного направления. Но ни в коем случае мы не должны оглядываться назад, а тем более - возвращаться в прошлое, которое уже мертво и, согласно Священному Писанию, обрекает человека, внутренне приковавшего себя к нему, на неминуемую духовную смерть.

На одном из митингов оппозиции мое внимание привлек необычный плакат, высоко поднятый над головой: "Да здравствует коммунизм - неистребимое учение Сына Божьего Иисуса Христа". Кому-то, очевидно, лозунг покажется наивным,но, на мой взгляд, он точно высвечивает суть дела, состоящую в том, что коммунизм это прежде всего понятие духовное и как таковое оно обозначает не социально-экономическую формацию, сменяющую капиталистическую, а новое - высочайшее - состояние духа. Это состояние обязательно выявляет в человеке его космические свойства, когда вопрос о собственности теряет свой смысл, ибо чувство собственности отмирает наподобие первобытного рудимента, когда ближнего своего любят не как себя, а больше, чем себя. Трансформация нашего сознания в космическое не только неизбежна, но как бы это ни звучало парадоксально в наше время оживившихся частнособственнических инстинктов и всякого рода приватизаторских тенденций, она крайне необходима именно сейчас. Дело в том, что это единственный шанс для человека выжить и развиваться в эпоху новых космических вибраций, которую в христианстве называют эпохой Духа Святого, а Рерих нередко называл "Русским Веком".

6. Русский вариант принципа ненасилия.

В НАЧАЛО

"Пока не исчерпал средств к миру - не воюй". Наша главная беда в том и заключается, что мы слишком часто отступаем от этого принципа, что предпочитаем начинать выяснение отношений с конца, т.е. с военных действий, минуя промежуточные стадии. А между тем мирные ненасильственные акции, как убедительно показывает пример Махатмы Ганди, подчас гораздо более эффективны, чем насильственные и кровавые методы.

Вот один из его тактических ходов в долговременной борьбе с англичанами. Однажды он выходит на берег Ганга с прялкой под мышкой. Усаживается, начинает прясть. Обступившим людям объясняет, что принял решение не носить больше одежду, изготовленную из английской ткани. Весть об этом облетает Индию. И вот в скором времени почти вся страна усаживается за прялки. Даже аристократия поддается общенациональному порыву. Входит в моду домотканая одежда. Магазины завалены дешевым английским ситцем. Никто не берет. Останавливаются ткацкие фабрики, разоряются фирмы. А власти, увы, бессильны. Ведь не заставишь штыком покупать товары.

Конечно, для нас подобная практика еще непривычна. Но думается, что в новых условиях индийский опыт может оказаться небесполезным.

Почему бы, например, в том или ином городе и поселке не отказаться всем миром покупать в пресловутых ларьках и киосках, предположим, напитки зарубежного производства типа "фанты" или "пепси-колы", густо насыщенные химикалиями? Не столь уж трудно решиться на такой шаг: ведь это не предметы первой необходимости, как хлеб, картошка, мясо. Да и для здоровья оно было бы полезней. Во всяком случае это гораздо лучше и разумней, чем идти громить и сжигать те же самые ларьки и киоски /а сообщения о такого рода актах стихийного возмущения нет-нет, да и появляются на страницах газет/.

Или другой больной вопрос - кино. Эротика и порнография в буквальном смысле слова оккупировали экраны наших кинотеатров. То и дело раздаются голоса с требованием административного запрещения зарубежной порнопродукции.

Но во-первых, бабушка еще надвое сказала, состоится ли это запрещение /а если и состоится, то когда/? Не секрет, что ныне правительственные структуры тесно переплелись с мафиозными, а одна из самых доходных статей мафии - порнография. Естественно, что правительственные чиновники сделают все, чтобы отстоять интересы своих благодетелей.

А во-вторых, запрещение, как насильственная мера, не всегда дает благие результаты.

Так почему же, спрашивается, не дожидаясь действий официальных властей, не приступить самим к организованному бойкоту американских и американизированных лент соответствующего характера и содержания? Кстати в Тамбове такая попытка уже предпринята. В одной из газет появилось обращение городской общественности, призывающее к бойкоту кинотеатров, демонстрирующих сексфильмы. Примечательно, что под обращением подписались люди противоположных политических убеждений. Почему же, опираясь на ту часть прессы, которая остается верной нравственным идеалам, не провести подобную акцию в масштабе всей страны? Если бы она удалась, то был бы нанесен весьма ощутимый удар не только финансовый, но, что еще важнее, моральный по правительственно-мафиозной верхушке, уверенной в своей полнейшей безнаказанности.

Мы только-только начинаем подвизаться на общественном поприще и еще не уяснили, какие потенциальные возможности заложены в таких акциях, при необходимости перерастающих в кампанию гражданского неповиновения. Они, если станут долгосрочными, способны создать вакуум, в котором задохнется любая властная структура. Так что и без военных действий, оставаясь в рамках строгого соблюдения закона, на всех фронтах можно одерживать победы. Были бы только желание и организованность.

7. Торгаши в храме.

В НАЧАЛО

Именно такими словами можно определить нынешнее состояние дел. Храм Культуры осквернен их присутсвием и их кощунственной деятельностью. Неотложная задача наших дней - изгнание торгашей из храма. Это значит, что от пассивно-оборонительных действий мы должны переходить к активным и наступательным. Николай Константинович Рерих недаром в свое время предупреждал: "одни защитные действия без наступательных ведут к поражению. Как бы ни были укреплены защитные силы, они все-таки будут сломлены, если не смогут перейти в наступление".

В чем же должен проявляться этот наступательный дух? Да буквально во всем. Можно начать с того,что явочным порядком объявить заповедной для приватизации зоной библиотеки, музеи, театры. Храмы Культуры, как и церковные храмы, не могут подлежать приватизации. Это должно принять форму государственного закона. Если же это не станет законом, то можно начать акцию гражданского неповиновения: не подчиняться распоряжениям властей, если они попытаются растаскивать по частям общенародное культурное достояние.

Чрезвычайно важно для нравственной атмосферы наших дней кардинально изменить отношение к так называемым спонсорам и меценатам. Ей-Богу, неприятно и стыдно наблюдать, как известные деятели культуры заискивающе лебезят перед толстосумами, которые небрежным жестом бросают в блюдо для пожертвования ту или иную купюру, иногда даже и зеленого цвета. Не просить мы должны, а требовать то, что нам полагается, но не по юридическому, а более высокому, чем юридическое, моральному праву. Возможно, то, что я скажу, войдет в противоречие с нормами строгой и взыскательной юриспруденции, но я бы предложил обложить обязательным налогом коммерческие структуры в пользу культуры. Если мы не можем остановить грабеж, то пусть вернут хотя бы часть награбленного.

8. О глобальных средствах воздействия на людей и международном Этическом Комитете.

В НАЧАЛО

Средства массовой информации - и это относится не только к нашей стране, но и ко всему миру - превращаются ныне в серьезнейшую опасность, угрожающую духовному здоровью и психическому равновесию людей. Возможности для зомбирования, особенно у телевидения, практически безграничны. Примеров такого зомбирования - открытого и скрытого - можно привести великое множество. Вот почему на Всемирном Конгрессе Духовного Согласия - он состоялся в октябре прошлого года в Алма-Ате и собрал под свое знамя представителей религиозных конфессий и духовных школ из двадцати двух стран мира - одной из ведущих тем дискуссий стала проблема средств массовой информации. В результате обсуждения в Манифесте Конгресса Духовного Согласия появился раздел, содержащий следующее обращение к людям всей земли:

"Сознательно сузить свое информационное поле, питаемое телевидением, радио, прессой. В подавляющем своем большинстве нынешние средства массовой информации стали проводниками темноты, растления, невежества. Исходя из этого,Конгресс Духовного Согласия призывает бойкотировать те радио и теле передачи, кинофильмы, газеты, журналы, книжные издания, которые работают на разложения духа человеческого. Человеческое сознание должно найти в себе силы самостоятельно, по доброй воле отключиться от негативных токов средств массовой информации. Ныне это, пожалуй, единственная возможность для человека избежать нравственного отупения и нравственной деградации."

Должен сказать,что из-за этого пункта Манифеста у нас возникли серьезные расхождения с журналистами. Многие из них обиделись и, по моему мнению, зря. Попытаюсь еще раз объясниться по этому поводу.

Во - первых, не все средства массовой информации имеются в виду. Мы прекрасно отдаем себе отчет в том,что какая-то часть средств массовой информации /к сожалению,небольшая/ не поддалась негативному воздействию. С ними, будь на то их добрая воля, мы готовы выступать в самом тесном контакте.

Во - вторых, не имеются в виду работники средств массовой информации как таковые. Среди них - мы знаем - немало людей честных, самоотверженных, устремленных к добру, жаждущих служить добру. Но, увы, не они олицетворяют четвертую власть. Да и сама четвертая власть, если говорить откровенно,является такой лишь по названию. Есть власть реальная - финансово - экономическая, политическая - которая и командует средствами массовой информации. Против нее и направлен пафос данного пункта Манифеста.

Проблемы, столь резко обострившиеся ныне, по существу своему глобальны и значит решать их надо "всем миром". Вот почему на предстоящей первой сессии Конгресса Духовного Согласия,которая состоится в декабре этого года в Индии, мы будем выступать с предложением о создании Международного Этического Комитета. Если в него войдут известные и авторитетные религиозные и духовные деятели, то он - думается - может взять на себя функции этического контроля над международной ситуацией.

Как известно, престиж Организации Объединенных Наций ныне резко упал. Из миротворческой она превращается в воинствующую,из независимой - в орган, подчиняющийся распоряжениям Вашингтонского Белого Дома. В этих условиях создание новой международной, подлинно миротворческой организации более, чем необходимо. На наш взгляд, она должна быть духовной.

Вот, пожалуй, и все мои комментарии к тексту Воззвания Российской Ассоциации "Мир через Культуру". Единственное, что я хотел бы еще добавить, о чем бы хотел со всей определенностью заявить: отныне всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами мы будем оказывать помощь и поддержку тем политическим и общественным деятелям, которые примут нашу программу и будут содействовать реализации положений ее.

Мы выступаем со своей инициативой в тот критический момент, когда промедление, по словам Петра Великого, смерти подобно. Этим и вызван, если хотите,крик души нашей:

Русские всех стран, соединяйтесь!

По материалам http://lifetica.narod.ru/
Hosted by uCoz