О МУЗЫКАЛЬНОЙ АГРЕССИИ


Песенное выражение своего отношения к окружающему миру, наряду с устными былинами и сказаниями, более древнее достижение человеческой мысли, чем изобретение письменности.

Теоретически какая-то часть населения (рода, племени, нации) может одичать, забыть буквы, перестать читать и писать, но разговорно общаться и петь песни - последняя стадия превращения в животных.

Никто из нормально образованных людей не спутает мелодию кочевника-араба с воинственными песнями индейцев, многоголосый грузинский хор с протяжной песней ямщика, свадебные песни с погребальными и т.д.

Также всякому мало-мальски грамотному человеку известно, что песня имеет мелодию (мажорная, минорная) и слова, т.е. текстовое выражение песни.

Возможны, разумеется, интерпретации любых мелодий, их аранжировка, но при этом сохраняется первичная исконная мелодия, которую не спутаешь ни с какими другими. Так поступали, например, П.И. Чайковский, Гершвин и многие композиторы и музыканты...

Но с конца 50-х годов стала постепенно распространяться такая интерпретация национальных песен с уклоном в "крутой" шлягер, что уловить первоначальную мелодию стало очень трудно. Начало этому процессу положили скорее всего сестры Берри с их "Тум-балалайкой", затем Рубашкин.

В те годы для широкой публики это явление никак не могло восприниматься отрицательно, ведь еще активно работали многие композиторы-песенники: Фатьянов, Тухманов, Хренников, Пахмутова, Бюль-Бюль-оглы и многие-многие другие.

Так уж произошло в нашей истории, что распространение электронных музыкальных компьютеров совпало с резким уменьшением исполнения национальных песен. Сочинять музыку стало проще простого: купи электромузыкальный компьютер, запрограммируй ритм, инструмент (хоть скрипку, хоть саксофон, хоть любой другой инструмент) - и ты уже композитор. Наиболее просто "сочинить" музыку под четкий танцевальный современный ритм.

В результате этого процесса в последние 3-5 лет подавляющее большинство радиостанций на частотах FM и АМ транслирует музыку угнетающе однообразную по ритму и без четкой индивидуально выраженной мелодии.

Хотите убедиться в этом - послушайте хотя бы с часок радиостанции на этих частотах. И если Вы элементарно культурный и музыкально грамотный человек, то больше Вы не выдержите и выключите приемник.

Подобную "музыку" с подавляющей настойчивостью воспроизводят и рыночные музторговцы.

Ну и что особенного, скажет "козел", - дело вкуса или моды...

Ан нет, дело гораздо серьезнее, и от такой музыки начинают действовать конкретные законы физиологии.

Дело в том, что определенный ритм (звуковой или световой) "усваивается" головным мозгом, и его биотоки с нормального ритма, который характерен для спокойных, рассудительных, вдумчивых, анализирующих людей, т.е. людей со здоровой психикой, переходят на больной биоритм, так называемый эпилептиформный (судорожный).

Это может проявляться как в постоянной готовности к возбудимости и агрессивности, так и даже в четко выраженном эпилептическом (судорожном) припадке. Этот феномен провоцирования эпилептического припадка от определенного светового ритма знали еще древние египетские жрецы; будущего правителя или претендента на ответственный государственный пост на вечерней заре с определенной скоростью провозили в колеснице по аллее. Если такое мелькание света вызывало малейшее изменении в поведении испытуемого, и не дай Бог эпилептический припадок, то этот претендент на государственный пост никогда не попадал...

Определенное, чаще всего агрессивное, настроение создает ритм армейского барабанщика, бубна шамана, ритм рок-музыки.

Не надо излишне объяснять, что в наше перестроечное время и без провоцируемых ритмов поводов попасть в любую форму психоневрозов более чем достаточно.

Еще чуть-чуть физиологии: правое полушарие головного мозга - это эмоции; левое, соответственно, - логическое мышление. Если постоянно неосознанно доминируют эмоции, то логическому мышлению нет места. Кто из Вас хотя бы раз видел толпу молодых людей после рок-концерта, тот не будет задавать лишних вопросов о роли определенного характера (ритма) музыки...

Принципиально всякая музыка - это психодилическое воздействие, т.е. воздействующее на психику человека. Разве возможно постоянно слушать похоронные напевы? Или пасхальные хоры? Или музыку группы Пинк Флойд?

А сплошные ритмы?

Национальная интуиция французов или их национальное самосознание, или знание описанной выше физиологии ритма в мелодии, заставила их ограничить в конце 60-х годов распространение у себя в стране американской рок-музыки, сохранив, таким образом, национальные музыкальные корни, в том числе искусство шансонье.

Сами америкосы считают не только хорошим тоном ходить регулярно на симфонические концерты (т.е. на мелодию с соответствующим ей ритмом), но и культивируют стиль "кантри", по ритму радикально отличающийся от навязчивой ритмичной музыки.

Никто из нормально образованных в музыкальной культуре людей никогда ничего не будет иметь против музыки любого народа, любой страны, любой национальности на любом языке земного шара. Но это должна быть музыка и ни в коем случае постоянный один ритм.

Мне довелось в конце 80-х годов быть в одном из детских оздоровительных лагерей в Армении. Так вот вставали и засыпали дети под музыку Комитаса! Ни в этом ли также корни их жизнестойкости, несмотря на все ужасные исторические испытания этого народа?

Другое направление музыкальной агрессии - это изменение сути песни до неприличия, вызывающее у слушателя интуитивное отталкивание такого исполнения и даже интуитивное невосприятие этой мелодии.

Только два примера. Некто Де Бройс и Алина Апина так исказили песню Пахмутовой "Надежда", что она из лирико-мажорной превратилась в пошлый шлягер с описанным выше ритмом. В передаче ТВ "12 стульев" от 20.01.2000 какой-то "певец" изображал (именно так - изображал) русскую народную песню "Что стоишь, качаясь, тонкая рябина". Если бы я не знал этой песни с детства, то мог бы принять ее за гимн "голубых" или выкрутасы алкаша-наркомана и др. мерзости. Во всяком случае я не захотел бы ее еще раз когда-нибудь услышать - так была искажена и опошлена эта лирическая песня.

Наглое, грубое искажение песенной культуры не носит случайный характер и вовсе не мода.

В 1945 году американский генерал Аллен Даллес, руководитель политической разведки США в Европе, ставший затем директором ЦРУ, изложил директиву по борьбе с русским народом: "Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. ... Из литературы и искусства мы постепенно вытравим их социальную сущность. ... Литература, театр, кино - все будет изображать самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности..."

1 января сего года под руководством телеведущего г. Киселева было разыграно шоу "20 песен уходящего века". Печально, но никто из патриотов не забил в набат, что 3-4 место было отдано местечковой мелодии 7,40 (Фрейлехсу) и "Мурке"!

Кто же определял эти места? Если г. Киселев, то здесь все ясно: с нравственной позиции г. Киселева понятно, почему призового места не могла занять, например, "Катюша", хотя эта песня не только популярна, но, несомненно, отражает суть уходящего века - нашу Победу над фашизмом.

Почему не "Очи черные"? Совершенно очевидно, что по популярности эта песня вне конкуренции: ее исполняли все известные певцы от Шаляпина до наших дней.

Этим шоу духовные ценности (в данном случае песенные) выстроены четко: приоритет отдан местечково-блатной музыке, т.е. еврейско-воровской.

Музыкальная агрессия нарастает по всем составляющим музыкальной культуры.

Диагноз ясен, лечение известно. Хватило бы политической воли!


В. СИГАЕВ
Газета "Дуэль" N 12 (155) 21 марта 2000 г.
Hosted by uCoz