РАБЫ НЕМЫ

Письмо рабочего

     Говорят, что «новые русские» живут, чтобы есть. Очень похоже на правду, ибо на иной ряхе из-за щек ушей не видно. Ну а мы, люди нормальные, и едим, чтобы жить. Средства же для пропитания добываем своим собственным трудом. И хорошо, когда платят вовремя. А то поработаешь несколько месяцев за бесплатно — сразу пропадает всякое желание ходить на эту работу.

     Вот и мне пришлось искать новое место. Зимой устроился в Воронеже электриком ООО «Остпрод». Есть такое общество, выпускает продукты питания: подсолнечное масло, майонез, повидло, томатный соус. Зарплата не очень большая — 2500 руб., зато обещали платить регулярно.

     Платят действительно вовремя. Правда, обещанное не каждый месяц выходит. Довольно часто бывает, что приедешь в цех, а нам говорят: сегодня работы нет, езжайте назад. В таких случаях администрация по закону должна оплачивать не менее 2/3 среднего заработка. Но похоже, что в Воронеже закон сам по себе, а жизнь сама по себе.

     Кому пойти пожаловаться? На работу нас принимают без трудовой книжки. Дескать, поработай полгода, а потом посмотрим. Выкинуть могут в любой момент, ведь юридически нас вроде бы и нет. Профсоюзная организация отсутствует, официально здесь не работающие ее и создать не могут. А раз профсоюза нет, то и коллективного договора никто не заключает. Попробуй возмутись — сразу услышишь: не нравится — увольняйся. А если заболеешь, то больничного не жди — тебя здесь нет. У нас одна женщина скоро в декретный отпуск уйдет, будет ли ей предприятие хоть что-то платить?

     Может быть, и отчисления в Пенсионный фонд отсутствуют. По крайней мере из администрации никто не смотрел пенсионное страховое свидетельство. Хозяину это выгодно: если рабочих вроде как и нет, то социальный налог платить не надо, а это 35,6% дополнительно к фонду зарплаты. Возраст уже заставляет думать о пенсии, вот и хотелось бы узнать, что там у меня накопилось.

     На нашем участке повидло варят. До недавнего времени стоял один котел, и за смену мы делали 6 варок. Потом второй поставили, количество варок увеличили. Народу в смене не прибавилось, зарплата тоже осталась на прежнем уровне. Так что «работай-работай, шуруй-шуруй, хозяину — прибыль, рабочему — ...», правильно — шиш.

     Если кто на работу не вышел, то, естественно, ему денег не платят. Но работа же не стоит. Приходится вкалывать и за себя, и за того парня. В бригаде 13 человек, двоих перевели в другую смену. Иногда то один, то сразу двое не выходят. Получается, что треть бригады отсутствует. Вот и работаешь за отсутствующих, правда, денег за это не платят. А еще утверждают, что в стране принудительный труд запрещен. Кстати, деньги дают только один раз в месяц. На нормальных предприятиях закон выполняется — там и аванс, и получка. На нашем даже расчетного листка не дают.

     Условия труда аховые. В этом здании раньше склад был. Хозяин его взял в аренду и устроил производство. Тут и баночки моют, и майонез варят, и повидло закатывают, короче — кругом вода. И она не сливается в канализацию, а растекается лужами. Самая большая лужа перед машиной, наклеивающей этикетки. Машина капризная, за ней постоянно приглядывать нужно. Бросили в эту лужу кусок ДСП, а он промок насквозь, ноги сырые, вполне можно ревматизм заработать. Сразу нельзя было нормальный помост сделать, ждали, пока эта ДСП совсем развалится.

     Рассказывают, что СЭС к нам иногда заглядывает. И смех, и слезы. Всех рабочих тогда срочно уводят в другой цех, а здесь все останавливают — как будто обычные склады. На этом пищевом предприятии мы работаем без медицинских книжек — может, поэтому нас и прячут. Но наверняка энное количество «деревянных» помогает чиновникам не видеть того, что не нужно видеть.

     Спецовку на работе не дают. Кто чего принесет, в том и работает. Переодеваемся в бытовке, окна там нет, сидишь, как в каземате. Запах там стоит... не запах — вонь. Тут же и обедаем. Хоть нос затыкай, иначе стошнит. Всю еду из дома носим, пока на улице прохладно, она не пропадает. А летом? Холодильник нужен, но нужен-то он нам, а боссу и так хорошо.

     Да что там холодильник! Инструмент свой носим. Каждый раз таскаешь два кило этих железяк туда и обратно. Не так давно производственное совещание было. Одна песня — надо лучше работать. Мы начальству вопрос задали: хоть бы шкафчик какой для инструмента! Обещали сделать. Обещанного, как известно, три года ждут.

     А так, работаем, продукцию производим. Покупатель ее покупает, хозяину деньги идут. Тот производство развивает. Скоро сок будем выпускать, консервы рыбные. Вас качество интересует? За все сказать не могу, знаю только про повидло. На этикетках написано: и персиковое, и клубничное, и вишневое... Но варим мы все это из яблочного пюре. Потом туда химии добавляем для цвета и запаха. Вроде бы вкусно получается. Но я его даже попробовать боюсь.

В.Ю. ЧАСОВНИКОВ, электрик ООО «Остпрод».
Воронеж.


"Советская россия"№42 от 17.04.2003