ВИТЯЗИ рождаются В БАРАКАХ
Тульский сержант Сергей Бурнаев накрыл своим телом гранату:
он спасал товарищей


- Автодорожная? Так вы проехали свой поворот, возвращайтесь назад и…
Судя по уверенности, с какой женщина рисует в воздухе
зигзаги, чувствуется, что адрес она знает точно.
- А дом Бурнаевых не знаете? Говорят, что это барак.
- А там все бараки. Других домов нет.


    Едем назад и наталкиваемся на посёлок шикарных коттеджей, выпендривающихся друг перед другом высотой этажей, отделкой фасадов и нерусских архитектурных финтефлюшек.
    Приходим к единому выводу: в таких домах герои не рождаются. Здесь живут люди с психологией собственников. Греби все под себя, и побольше. Многие из хозяев таких "фигвамов" и фазенд не платят квартплату и налоги годами , хитро не вколотив последний гвоздь и не поставив совсем не обязательную дверь. Дети из этих домов не служат в армии . У папок - мамок есть что сунуть в руки людям, способным помочь их чадам "откосить" от армии. Буквально в эти дни все тульские газетыдали информацию о том что ФСБ разоблачила врача - рвача, умершего найти у призывника болезнь по заказу.
    …А вот и барачный поселок. Деревяшки, покосившиеся вкривь и вкось. Помойки. Сортиры, извините за натурализм. Ветхие заборы. Парники с обрывками прошлогодней полиэтиленовой пленки. Собаки в будках, добрые, как хозяева, и приспособленные скорее для подачи формальных звуковых сигналов, чем для охраны добра, которого нет.
     В доме Бурнаевых иконка, свечечка, знаки солдатской доблести Сережи, снимки сыночка, маленького и большого. Отец Александр Семенович и мать Валентина Васильевна рассказывают, как все произошло.
     Сережа - спецназовец из подразделения "Витязь" дивизии имени Дзержинского. Туда он попал совсем не случайно. Хотел. Готовился. Удивительное - поистине рядом: мальчик пришел в военкомат доброврольно, досрочно, когда ему было только семнадцать лет. Естественно, его повернули обратно: "Иди подрасти".
     Подрастал. Наращивал мускулы. Занимался карате. Играл в футбол за команду поселка Заокский, где учился в школе. За свои деньги купил себе спортивную форму. Одни бутсы 600 рублей стоят. Получал удовольствие от общения с товарищами. Вот еще один прекрасный повод вспомнить мысль Антуане де Сент-Экзюпери, великого французкого писателя-летчика, о единственном в мире роскоши-роскоши человеческого общения.
     - Он был лидер, - сказала мама.
     Нет, нет, я неточно написал. Слово "был" Валентина Васильевна не говорила. "Он лидер". Им и остается. А сейчас станет им и подавно. Должен стать. Потому что о совершённом им должны немедленно узнать в каждой семье. Потому что подвиг только тогда подвиг, когда он подвигает других на поступки высокие и значительные.
     Что же сделал Сережа?
     Он служил в Чечне. Была уже вторая поездка. Первая,полугодовая, прошла успешно. Вернулся к месту дислокации дивизии живой-здоровый. В ноябре труба позвала во второй раз. Уезжал молча, скрытно, не сказав куда. Уже из Ханкалы написал родителям письмо со словом "простите". И тут же принялся успокаивать. "Не опасно. Не верьте телевизору. Не стреляют, не взрывают. Проверяем паспорта".
     Действительно, такая сугубо мирная работенка. Сейчас всем меняют "серпастые-молоткастые" на "двуглавые"…
     В Чечне немножко другая ситуация. Сергей рассказывал дома. Проверил паспорт у одной "миролюбивой" чеченки. Всё на месте. Подписи, печати. А потом пришлось вести дуэль с местным снайпером. Сергей оказался более метким. Подошел к убитому. А это не он, а она, та самая, у которой недавно проверял документ.
    …В Аргуне, в средней школе (!), чеченские террористы оборудовали склад боеприпасов. Отсюда боевики брали оружие, ночью нападали на наших ребят и своих же соплеменников, кто сотрудничал с русскими. Поджигали, взрывали, убивали, а к утру, спрятав автоматы и пулеметы в подвале дома, заполненном детишками, превращались в якобы мирных жителей.
     О размерах этого "подвала" можно судить по косвенным признакам. Когда командованию поступили оперативные сведения об этом тайнике, для проверки сведений и его ликвидации было направлено 70 спецназовцев на семи бронетранспортерах. Было среди бойцов "Витязя" и сержант Сергей Бурнаев.
     Как рассказал московским журналистам начальник пресс-службы внутренних войск России полковник Василий Панченко - до Тулы эта информация дошла не сразу, через третьи руки, - боевики превратили арсенал в своеобразный лабиринт. Подземные ходы вели в соседние административные здания и даже клуб. Здесь-то с боевиками и столкнулись спецназовцы.
     Занялся бой. Подробности нам пока неизвестны. Его участники, по всей вероятности, только вчера приехали в Балашиху, где дислоцируется Серёжина часть, чтобы проститься со своим товарищем, который в цинковом гробу миновал транзитом в железнодорожном вагоне Тулу и станцию Тарусская и вернулся в родной дом, чтобы провести в нем хотя бы ночь, преждечем найти вечное упокоение на местном кладбище.
     И пока все, что известно о гибели нашего земляка Сергея Бурнаева, умещается в пять строчек:

     Во время боя в подземелье сержант бросился на гранату
и , накрыв ее плотно своим телом, принял все осколки,
предназначенные для товарищей, на себя.

    
…Почему именно он? Он, а не другие?
     Этот вопрос до сих пор мучит меня, и я не знаю на него ответа.
     Мать ответила мне, нам, всем журналистам, кто приехал позавчера в их скорбный дом: - Он же спасал товарищей.
     За годы безвременья, вытравливания совести, уничтожения исторической памяти, разрушения всего святого, вплоть до самих понятий "героизм", "патриотизм","Родина", поступок тульского сержанта Сергея Бурнаева выглядит явлением исключительным.
     Во время Великой Отечественной войны ГЛАВПУР (Главное политическое управления) немедленно выпустило бы миллионным тиражом листовку. А сейчас даже не каждая газета сочла возможным написать о герое…
    Его дед Семен воевал в морской пехоте. "Преемственность поколений".
     Но почему не все воспринимают плоды этой преемственности, о которой когда-то писали с таким пафосом? В Тульской области живут 600 тысяч ветеранов. Положа руку на сердце, спросим: каждый ли дед сделал все, чтобы его внук был таким же беззаветным, смелым, неподкупным, как он сам?
     В семье Бурнаевых было несколько коммунистов. В ней и сейчас считают, что сегодняшняя жизнь, в которую вовлекли народ реформаторы, несравнимо хуже той, что была. Но ведь немало обладателей партбилетов удачно встроились в нее и живут припеваючи. В той же Туле только один из больших партийных начальников, первый секретарь горкома КПСС Рябов, пошел работать электослесарем на шахту под Алексин, а остальные, помогая друг другу, ушли в банки, СП, ЧП, АО, ООО.
     Я вижу, как скрытого цензора поднимается, чтобы вычеркнуть мои злые строчки. Не надо. Будем честными, хотя бы перед памятью этого парня.
     Героев рождает правда. Народ убивает вранье. Начальники умирают, когда они забыват о подчиненных.
     Я безуспешно пытался дозвониться до квартиры родителей Сергея по телефону. Даже полевой шнур не провели по такому случаю.
    Бараку, в котором живет семья Бурнаевых, тридцать лет. Все в нем ходит ходуном: пол, потолок, крыша, простенки… Дом списан. Его грозят отключить от электричества и воды. Люди обитают как бы на птичьих правах. Как быть? Почему такой тупик?
     27 марта сын, погибнув в бою, совершает подвиг, а 29-го его матери начальство подписывает приказ об увольнении в связи с ликвидацией СУ-865. Инженеру отдела труда и зарплаты, кем работала Валентина Васильевна, некому теперь начислять зарплату. И сама она теперь получать ее не будет. А только за тепло в развалюхе надо платить 1200 рублей. Отец Сергея-техник-строитель. Устроился пока в Серпухове, что позволяет семье свести концы с концами. Но так ли должна жить семья русского человека, положившего жизнь за други своя, за Родину, за народ, который молча наблюдает, как над ним экспериментируют?

…Перед глазами снова возникает женщина, показавшая нам дорогу:
- Вы проехали свой поворот. Возвращайтесь назад.
Слова ее принимают поистине символический смысл.

 

Владислав Аникеев,
член Союза писателей России.


"Советская россия"№41 от 13.04.2002
Hosted by uCoz